Компьютерная диагностика предоставляет механику широкий спектр возможностей для диагностики проблем, вызывающих неправильную работу двигателя, систем безопасности или оборудования кабины автомобиля. Какие преимущества может получить автовладелец от посещения автомастерской, где квалифицированный специалист использует современную компьютерную диагностику?
Электронизация автомобилей робко началась в 70-х годах прошлого века, когда появились первые электронно-управляемые активные системы ABS (антиблокировочная тормозная система) и первые системы контроля впрыска бензина. Развитие электроники, миниатюризация и производство микропроцессоров позволили произвести революцию в автомобилях. Они начали использовать компьютеры управления двигателем, передовые системы пассивной безопасности (подушки безопасности, пиротехнические натяжители ремней безопасности) и системы активной безопасности (вышеупомянутую ABS, а также более совершенные ASR, ESP и другие), а также все лучшее и лучшее оборудование кабины (от кондиционер, электрические стеклоподъемники и зеркала, на современные мультимедийные устройства).
В автомобилях с менее совершенным оборудованием имеется один компьютер (блок управления), контролирующий работу двигателя и систем безопасности. В автомобилях с более обширным оснащением таких компьютеров может быть от нескольких до десятка, каждый из которых управляет определенной системой (двигатель, АКПП, безопасность, комфорт, мультимедиа). На борту роскошного внедорожника Bentley Bentayga 90 блоков управления …
Каждый блок управления должен собирать информацию в реальном времени с нескольких датчиков. Например, компьютер, контролирующий работу систем пассивной безопасности, активирует подушки безопасности только тогда, когда получит соответствующий сигнал от датчиков столкновения, установленных с каждой стороны автомобиля. Доза впрыска топлива определяется после сбора сигналов от датчиков температуры двигателя, расходомера воздуха, лямбда-зонда, датчика положения коленчатого вала, датчика положения распределительного вала, датчика положения дроссельной заслонки и многого другого. Управляющий компьютер ABS непрерывно собирает информацию с датчиков скорости вращения, установленных на каждом колесе. Система противоскольжения ESP использует ту же информацию, что и система косвенного контроля давления в шинах TPMS. Даже простая, казалось бы, электрическая система управления ветровым стеклом также требует информации от датчиков — например, положения лобового стекла и системы безопасности, которая предотвращает защемление пальцев.
Датчики — это измерительные устройства, которые преобразуют измеренные значения (например, скорость, температуру или давление) в определенные электрические значения (например, увеличивающееся напряжение или частоту).
Нетрудно догадаться, что в среднем оборудованном автомобиле может быть даже несколько десятков датчиков. А в очень хорошо оборудованном? Даже несколько сотен. Связан с компьютерами, которые управляют шинами CAN (а также другими, такими как LIN) разной емкости. Автобусы также подключают отдельные блоки управления, если их больше одного.
Как проверить состояние отдельных датчиков и блоков управления? Разобрать автомобиль на все основные составляющие, разобрать каждый датчик, каждую систему и проверить? Нет. Это делается наоборот. Сначала все начинается с компьютерной диагностики. Только тогда используются другие методы.
Компьютерная диагностика автомобиля в нескольких предложениях
Чтобы облегчить процесс диагностики автомобилей, во всем мире внедрено единое решение. Очевидно, он родился с болью, потому что вначале каждый производитель хотел, чтобы его решение было доступно только его ASO. Однако, наконец, прояснилась общая система OBD (бортовая диагностика), за которой последовала OBD2, которая дебютировала в США в 1996 году и в ЕС в 2001 году и работает по сей день.
В каждой машине рядом с рулем и приборной панелью есть 16-контактная розетка, к которой подключается диагностический интерфейс. Кроме того, был составлен список из более чем 1600 стандартизированных кодов ошибок DTC (цифровых кодов неисправностей).
Они состоят из буквенного обозначения (например, P означает ошибку в системе привода, а U — в сетевой связи), второго символа кода (где, например, 1 — это код ошибки для данного производителя, а 0, 2 и 3 коды в соответствии со стандартом ISO / SAE), третий символ кода, идентифицирующий систему, в которой произошел отказ (например, 3 — система зажигания), и два последовательных порядковых номера. Описание ошибок на английском языке. Пример кода ошибки:
- P0302 — ошибка в системе привода, код по стандарту ISO / SAE, сбой в системе зажигания, «пропуски зажигания на втором цилиндре».
Для считывания ошибок есть устройства, состоящие из диагностического интерфейса (разъем совместимый с OBD2), компьютерного блока, программного обеспечения и экрана. В простейших устройствах для любительских приложений роль компьютерного блока и экрана может играть смартфон или планшет, загруженный программным обеспечением, совместимым с Android и с беспроводным интерфейсом OBD2, который подключается к устройству через Bluetooth.
Компьютерная диагностика (в том числе компьютерная диагностика двигателя), проводится только в мастерских, которые использует диагностические компьютеры. Это современное оборудование с очень обширным программным обеспечением, помогающее механику не только в диагностике, но и в проверке конкретных датчиков (предоставляет их местоположение, данные модели о работе) и блоков управления, а также при их замене. Диагностические компьютеры также необходимы для адаптации вновь установленных деталей (например, форсунок Common Rail) и для некоторых операций по обслуживанию.
Компьютерная диагностика — электронная диагностика плюс знания и опыт слесаря
Как выглядит компьютерная диагностика автомобиля на практике? Диагностический компьютер отображает код ошибки. Механик должен, основываясь на собственном опыте и навыках, определить причину этого. Тот факт, что диагностический компьютер показывает конкретную ошибку датчика, не означает, что вам нужно только заменить датчик, и проблема исчезнет, хотя это также часто случается. Лучше всего показать это на примерах — простых и сложных.
Первая ситуация.
Владелец авто с бензиновым двигателем, с пробегом около 220 тыс. км, заметил неравномерную работу двигателя на холостом ходу (самопроизвольное изменение частоты вращения). Двигатель вышел из строя. Автомобиль начал дергаться во время движения. На приборной панели загорелся индикатор проверки двигателя.
Первое посещение произошло в автомастерской, где не было компьютерной диагностики. Механик решил, что в недостатке мощности и рывках виноваты свечи зажигания. Он их заменил. Отключил аккумулятор на одну минуту, чтобы сбросить ошибку. Проблема не исчезла, контрольный двигатель снова загорелся. Слесарь заменил катушку зажигания во второй раз. Обмен не помог. Проблема вернулась, двигатель продолжал гореть.
Владелец машины посетил другой автосервис. В этой мастерской механик подключил машину к диагностическому компьютеру. На экране компьютера отображалась ошибка P0101 «Датчик массового или объемного расхода воздуха — сигнал вне допустимого диапазона / рабочих характеристик».
Слесарь отсоединил штекер датчика, проверил разъем датчика и состояние кабеля, соединяющего его с блоком управления. Ничего не было повреждено. Слесарь проверил расходомер на предмет механических повреждений. Он проверил состояние измерительного элемента, работающего в воздушном потоке. Никаких проблем не обнаружено, кроме небольшого загрязнения измерительного элемента. Механик проверил выходное напряжение и частоту. Выяснилось, что в расходомере произошло внутреннее короткое замыкание. Слесарь порекомендовал заменить расходомер на новый. Сборка нового расходомера заняла 2 минуты. Наконец, механик удалил ошибку из памяти управляющего компьютера двигателя с помощью диагностического компьютера. Автомобиль набрал обороты, обороты перестали колебаться, машина перестала дергаться.
Ситуация вторая.
Хозяин машины заметил, что его машина потребляет больше топлива, однозначно слабее, почти не реагирует на нажатие педали газа. Были трудности с запуском двигателя. Загорелся индикатор проверки двигателя.
Механик сначала подключил машину к диагностическому компьютеру. Компьютерная диагностика двигателя позволила прочитать код ошибки: P0340 «Датчик положения распредвала — неисправность». Механик проверил состояние датчика. Проверял состояние проводов, вилок, способ монтажа, напряжение питания мультиметром, а также напряжение сигнала с помощью осциллографа (при включенном двигателе). При осмотре проблем с датчиком не выявлено. Аппарат был исправен.
Механик предположил, что настоящая причина поломки была в другом. Решил проверить состояние цепи ГРМ. Как оказалось, натяжитель был изношен, что не обеспечивало должного натяжения цепи и приводило к ее подпрыгиванию. К счастью, цепь не оборвалась и поршни не столкнулись с клапанами. Вместо этого были сдвинуты фазы газораспределения, что вызвало проблемы с правильной работой, питанием и запуском приводного агрегата. Потеря синхронизации между распределительным валом и коленчатым валом привела к ошибке, связанной с сохранением датчика положения распределительного вала.
Проблема решается после замены цепи ГРМ, натяжителя, сопутствующих узлов, шестерен и моторного масла.
Вышеперечисленные ситуации показывают, что компьютерная диагностика, выполненная с помощью прибора с высокими техническими возможностями, умение пользоваться простыми измерительными приборами (осциллограф, мультиметр), а также знания и опыт механика являются основой качественно выполненного ремонта.
Компьютерная диагностика плюс знания и навыки слесаря - преимущество для заказчика.
Компьютерная диагностика позволяет точно определить причину неисправности (повреждение конкретного датчика) или сузить «группу подозреваемых», благодаря чему механик может выбрать основной источник неисправностей на основе своих знаний. и навыки. Компьютерная диагностика значительно ускоряет ремонт и позволяет снизить его затраты. Вы также можете рассчитывать на точность исполнения, потому что многие устройства предоставляют механикам информацию о ремонте (благодаря доступу к технической информации производителя автомобиля).
Компьютерная диагностика также необходима во время сервисных работ, проводимых на ряде автомобилей, не только премиум-класса, связанных с работой датчиков TPMS (прямая система), жидкости AdBlue или каталитической жидкости в автомобилях с фильтрами FAP. В автомобилях премиум-класса использование диагностического компьютера необходимо даже при выполнении таких простых задач, как замена моторного масла, аккумулятора или тормозных колодок, не говоря уже о расширенном ремонте автоматических трансмиссий, систем безопасности или оборудования комфортабельной кабины.