Засорение сажевый фильтр DPF / FAP — это одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются владельцы дизельных автомобилей. Как понять, что сажевый фильтр DPF / FAP засорен? Как разблокировать и восстановить эффективность сажевого фильтра DPF / FAP?
Сажевый фильтр DPF (так называемый сухой) — один из самых хлопотных компонентов, которые можно встретить в современных автомобилях. Водители часто называют это проклятием современных дизельных автомобилей. Причина в засорении сажевого фильтра. Это тоже очень дорогая деталь. Теоретически сажевые фильтры FAP должны забиваться реже. Почему? Их называют мокрыми. Это связано с тем, что специальная система дозирует им каталитическую жидкость, которая снижает температуру самовоспламенения копоти, скопившейся в фильтре. В результате он может сгореть при более низких температурах выхлопных газов, то есть на практике при более низких скоростях движения (например, при эксплуатации автомобиля в городе). Теоретически, на практике фильтры FAP также забиваются.
В ближайшие годы ситуация может усложниться. Это связано с тем, что дизельные сажевые фильтры уже несколько лет устанавливаются в бензиновые двигатели (GPF). Они играют точно такую же роль, как и в дизельных двигателях. Разница в том, что фильтры GPF не используют активные процессы регенерации, запускаемые контроллером двигателя. В этом нет необходимости, поскольку сердечник фильтра нагревается до 600 градусов Цельсия при частоте вращения двигателя около 2500 об / мин. Этого достаточно, чтобы сжечь сажу в фильтре без необходимости дополнительного впрыска топлива. Однако это не означает, что фильтр GPF не забивается. Это может быть связано с использованием неподходящего моторного масла, из-за которого при горении при контакте с некоторыми горячими частями двигателя образуется пепел.
Во-первых, о противосажевых фильтрах плохо говорят, когда принимаются во внимание только аспекты отказа. Однако следует помнить, что постоянные фильтры задерживают сажу, которая является побочным эффектом процессов сгорания топлива. Вы можете увидеть это невооруженным глазом. Современные дизели с сажевыми фильтрами не выделяют черный дым, свойственный старой «эмпиеме». Конечно, кроме машин, у которых неисправна система впрыска. Автомобиль с сажевым фильтром выделяет на 80-85% меньше сажи, чем автомобиль без дизельного сажевого фильтра.
Забит сажевый фильтр дизельного двигателя
Как узнать, забит ли сажевый фильтр в автомобиле?
- Загорается индикатор DPF на панели приборов;
- Заметная потеря мощности двигателем автомобиля;
- Автомобиль имеет ограниченные характеристики — из-за пропадания мощности и переключения силового агрегата в аварийный режим.
Почему засоряется сажевый фильтр?
Сажевый фильтр представляет собой металлическую банку со сложным керамическим корпусом. В этой конструкции есть параллельные каналы, которые закрываются либо со стороны двигателя, либо со стороны глушителя. Стенки каналов пористые, из платины и карбида кремния. В стенах есть отверстия определенного диаметра. В них задерживаются частицы сажи определенного размера (поперечного сечения).
Как сжигается собранная сажа? При движении на более высоких скоростях выхлопные газы нагреваются до очень высокой температуры — например, 600 градусов по Цельсию. Этой температуры достаточно, чтобы сгорели остаточные частицы сажи. Это называется пассивной стрельбой.
Если фильтр засорился, блок управления двигателем обнаружит его, проанализировав данные датчиков давления и температуры выхлопных газов до и после сажевого фильтра. В этом случае блок управления двигателем активирует прогорание фильтра (прогорание активно). Начинается дополнительный впрыск топлива, увеличивается частота вращения коленчатого вала двигателя, и, кроме того, контроллер может активировать некоторую систему (например, обогрев окон или стеклоочиститель заднего стекла). В автомобилях с фильтром FAP в фильтр впрыскивается каталитическая жидкость (например, Eolys), которая снижает температуру самовоспламенения сажи, например, на 100 градусов Цельсия. Это означает, что фильтр (теоретически) должен очищаться при движении на более низких скоростях.
В бензиновом двигателе, как мы упоминали ранее, уже на 2500 об / мин. температура выхлопных газов достигает значения 600 градусов Цельсия. Это заставляет сгореть всю сажу.
Так почему же засоряются сажевые фильтры? Потому что предположения конструкторов не всегда работают на практике. Кроме того, бывают разные виды халатности в обслуживании.
Что влияет на засорение сажевых фильтров?
- Беспрерывная эксплуатация машины в городе, в коротких поездках;
- Не используются специальные малозольные моторные масла, так называемые низкие соки;
- Агрессивная езда и частые рывки при разгоне на низких оборотах;
- Отказы форсунок (так называемые заливные впрыски);
- Неисправные свечи накаливания;
- Поврежден турбокомпрессор;
- Неисправен расходомер воздуха;
- Топливо с большим содержанием серы;
- Несвоевременно заменен корпус воздушного фильтра;
Следует помнить, что влажные фильтры, так называемые FAP, имеют ограниченный срок службы. Через некоторое время, указанное производителем автомобиля, их необходимо заменить на новые. Фильтры FAP используются в основном во французских автомобилях и в автомобилях с французскими двигателями или французскими решениями (Dacia, Nissan и т. д.).
Сажевые фильтры DPF не имеют определенного срока службы и, опять же, теоретически они должны служить весь период эксплуатации автомобиля, как это предусмотрено производителем. Стоит помнить, что производитель автомобилей не хочет, чтобы его машина использовалась 20 лет. Поэтому, по заявлению производителя, ожидаемый срок службы автомобиля может составить 7 лет и 250 тысяч. км пробега.
Вы должны помнить, что прерывание активной регенерации (той, при которой компьютер инициирует сжигание сажи внутри фильтра) может привести к полному повреждению DPF. Могут возникнуть и другие технические проблемы, например, повышение уровня моторного масла в результате его разбавления несгоревшим топливом (от дополнительных доз впрыска). Это требует как можно более быстрой замены моторного масла.
Как самостоятельно восстановить сажевый фильтр?
- Выезд за город, по трассе
Это основной метод, который следует попробовать каждому водителю, если он заметит засорение сажевого фильтра. Лучше всего ехать по скоростной автомагистрали и преодолевать несколько десятков километров на большой скорости (более 70 — 80 км / ч). Во время динамичного вождения температура выхлопных газов будет повышаться, что должно позволить сжечь оставшуюся в фильтре сажу.
- Использование очистителя фильтра DPF, добавляемого в топливо
В пакете очистителя DPF хватает 60 литров топлива. Производитель сообщает, что средство должно очистить забитый фильтр DPF. Однако чаще всего такая мера помогает уберечь фильтр от засорения при его регулярной доливке в топливо.
- Использование очистителя DPF, который добавляется непосредственно в сажевый фильтр.
При использовании этого типа очистителя необходимо снять датчик давления выхлопных газов или датчик температуры выхлопных газов в выхлопной системе перед сажевым фильтром. Вам понадобится канал в гараже для доступа к датчикам снизу машины. Демонтаж производить при холодном двигателе (опасность ожога). После разборки датчика аппликатор вставляется в монтажное отверстие. Обычно это длинная гибкая трубка, соединенная с препаратом для распыления. Это позволяет вводить агент непосредственно внутрь фильтра. Затем установите датчик на место и дайте двигателю поработать несколько минут на холостом ходу. Производитель средства рекомендует после уборки выехать за город примерно на 30 минут.
Вышеуказанные процедуры не всегда работают с сильно загрязненными фильтрами. Поэтому, в случае возникновения дальнейших проблем, отнесите его в хорошо оборудованную автомастерскую.
Профессиональная чистка фильтра DPF — чистка фильтра в мастерской
Профессионалы теперь используют несколько вариантов восстановления сажевого фильтра до полного рабочего состояния. Используются следующие решения:
- Служба увольнения. Автомобиль подключен к диагностическому компьютеру. Двигатель автомобиля должен достичь определенных параметров (в том числе температуры), чтобы запустить процесс зажигания. Этот метод можно использовать только один раз, поскольку последующее служебное срабатывание может сократить срок службы фильтра. В крайнем случае он может воспламениться или взорваться.
- Демонтаж сажевого фильтра и химическая регенерация. В этом случае фильтрующий элемент замачивают в растворе химикатов для растворения сажи. Процесс занимает несколько часов. После его завершения фильтр очищается водой под давлением (мойка высокого давления). В случае этого метода существует риск, связанный с возможным повреждением керамического фильтрующего элемента.
- Демонтаж сажевого фильтра и очистка его водой под давлением в специальной машине. Затем после очистки фильтр отправляется в сушилку. С помощью этого метода драгоценные металлы могут быть вымыты из каналов, что может затруднить процессы регенерации фильтра в будущем. Вы также должны помнить, что фильтр перед установкой должен быть полностью сухим. Небольшое количество влаги может привести к прилипанию сажи к каналам фильтра.
- Демонтаж сажевого фильтра и обжиг в индукционной печи. Процесс обжига картриджа сажевого фильтра занимает не менее нескольких часов и проводится при высоких температурах (около 600 градусов). После обжига фильтр испытывается. Если он не был полностью очищен, он возвращается в печь для повторного обжига. Это самый безопасный метод, потому что фильтр срабатывает при температуре, к которой он был адаптирован на заводе (температура выхлопных газов при движении на высокой скорости).
Регенерация сажевого фильтра — лучший способ вернуть его в рабочее состояние. Ремонт в профессиональной мастерской стоит небольшую часть стоимости нового дизельного сажевого фильтра.
Вырезать сажевый фильтр DPF в настоящее время бессмысленно. Вы должны помнить о проверках выбросов выхлопных газов во время ежегодных технических осмотров, а также об объявленных штрафах за отсутствие фильтра DPF.
Помните, что ваш дизельный сажевый фильтр защищает окружающую среду и людей от негативного воздействия сажи.