Автомобильные шины стареют при использовании и плохом хранении. На их долговечность также влияют грязь, температура и количество проведенных ремонтов. Как распознать признаки повреждения или износа зимних шин?
Зимой водитель подвергается ряду опасностей. Одна из самых опасных — риск заноса при движении, трогании с места или торможении. В настоящее время подавляющее большинство автомобилей имеют антиблокировочную тормозную систему. Все больше и больше автомобилей оснащаются системой ESP для предотвращения заноса недостаточной и избыточной поворачиваемости или системой ASR для предотвращения пробуксовки ведущих колес. Модный нынче внедорожник, как и некоторые автомобили премиум-класса, оснащается полным приводом, чаще всего (для удобства пользователя) он включается автоматически. Но ни одна из этих передовых систем не будет работать должным образом с изношенными шинами.
То же касается работы водителя. Даже лучший водитель, который соответствует правилам. имея отличные рефлексы и современную машину, возможно, не удастся избежать аварии. Может быть буквально в нескольких метрах. Причиной будет износ покрышек, а именно их протектор.
Каждый водитель должен помнить, что лучше купить самый дешевый комплект или две новые шины, чем покупать старые или восстановленные шины. При этом многие специалисты предостерегают от покупки самых дешевых шин из Китая. Они не такие уж и дешевые. Бюджетные европейские обычно дороже, поэтому экономия невелика, а риск велик.
Даже самые лучшие зимние шины изнашиваются во время эксплуатации. На скорость его износа влияют способ вождения (агрессивный значительно ускоряет износ шин), техническое состояние автомобиля (правильная настройка геометрии, эффективная подвеска) и способ хранения шин. Количество ремонтов в автомастерских (подробнее об этом позже) также влияет на срок службы шин.
Каждый водитель должен уметь определить, подходят ли зимние шины для установки и использования в следующем сезоне. Безопасность его и других участников дорожного движения зависит от состояния шин.
Почему состояние зимних (или всесезонных) шин так важно для безопасности?
Каждая шина состоит из двух основных частей: первая — это структура, а вторая — протектор. Важнейшие задачи протектора — обеспечение тяги колес, быстрая передача мощности от двигателя и достаточно короткий тормозной путь.
Протектор изготовлен из двух типов резины, натуральной и синтетической, и ряда присадок, которые являются секретом каждого производителя шин. На протекторе есть особый рисунок. Его можно отличить по выступам (также называемым блоками), ребру (выступы по всей окружности шины), продольным и поперечным канавкам и ламелям, то есть микропрорезям, закрывающим выступы протектора.
Каждый компонент протектора играет определенную роль. Например, ламели хоть и самые маленькие, но отвечают за сцепление и тормозной путь, а канавки сливают воду из-под колес.
Протектор новой шины составляет примерно 9 мм. Во время движения протектор постепенно изнашивается. Чем он ниже, тем длиннее тормозной путь автомобиля, потому что ламели не могут выполнять свою работу должным образом. Более низкий протектор также снижает пропускную способность канавки, что приводит к меньшему отводу воды и слякоти. И это может соскользнуть. И не только в морозные дни, но и после каждого дождя.
Поврежденная шина, имеющая трещины, боковые повреждения или многократно ремонтируемая, может загореться (лопнуть) во время движения. И это почти всегда приводит к несчастному случаю.
В случае шин с восстановленным протектором были случаи отслоения протектора. Кроме того, никто точно не знает, на какую структуру нанесен новый протектор. Сколько лет было такой шине и в каком она состоянии?
В конце этого абзаца краткий ответ на вопрос, почему вы должны использовать зимние или всесезонные шины зимой? Летние и зимние шины, а также всесезонные шины отличаются друг от друга не только рисунком протектора, но и составом резиновой смеси, из которой они изготовлены. В зимних и всесезонных шинах резиновая смесь не твердеет при низких температурах. И это случается с летней резиной. Каков эффект от этого? Смертельная хватка.
Как распознать, что зимняя шина больше не подходит для дальнейшего использования?
Водителю приходится обращать внимание на многие аспекты.
- Высота протектора шины менее 1,6 мм. Это предельное значение, установленное польским законодательством. Езда на шинах с более низким протектором может повлечь за собой штраф и сохранение свидетельства о регистрации.
Производители шин рекомендуют заменять зимние и всесезонные шины при высоте протектора менее 4 мм. Почему это стоит делать? Зимние шины тестировали многие автомобильные журналы по всему миру. Каждый из них показал, что тормозной путь автомобиля с шинами с высотой протектора 3 мм был на 6 (в случае мокрой поверхности) и 10 (в случае заснеженной поверхности) метров больше, чем у легкового автомобиля. с шинами с протектором 4 мм. высотой. Эти несколько лишних метров могут привести к трагедии и материальным потерям.
Высота протектора может измерить сам водитель.
- Шина ремонтировалась более трех раз. Еще один прокол появился недалеко от места ремонта. Легковую шину можно ремонтировать до трех раз. После четвертого прокола его можно заменить новым.
Распределение повреждений также важно. Шину можно отремонтировать только после второго прокола, если каждое повреждение находится на достаточном расстоянии друг от друга. Если разделить шину на три равные части (определяемые углами с радиусом 120 градусов), каждое повреждение должно быть в «своей» части. Если второе или третье окажется рядом с ранее отремонтированным местом — шину следует заменить на новую.
- Шине более 10 лет. У него может быть красивый внешний вид и высокий протектор. Но старая резина может повредить структуру шины.
Как самому читать возраст? Он написан на боковине шины в виде четырехзначного кода. Первые две цифры — следующая неделя года, а две последние — год.
Например, код 3511 означает, что шина была произведена на 35 неделе 2011 года.
- Шина деформирована. Например, она не круглая, а напоминает букву О. Пример? Шина хранилась плохо — водитель мог повесить ее на крюке в гараже, чем вызвал поломки. Шина изношена неравномерно. Протектор обрезан (сильнее изношен с одной стороны), зазубрен (выглядит как пилообразный) или более сильно изношен в центре шины.
Помимо использования новых шин, необходимо также устранить причину поломки. Это может быть, например, неустановленная геометрия подвески.
- Шина имеет выпуклости по бокам. Они могут быть вызваны быстрым наездом на высокий бордюр.
- Покрышка имеет явные механические повреждения снаружи (порезы) на протекторе или сбоку. Чаще всего они вызваны агрессивной ездой по плохой дороге или трением об острый предмет.
- Трещины в шине изнутри. Чаще всего в этом виноват производитель шин. Многие производители заменяют сломанные шины по гарантии.
- На шине поврежден борт. Это элемент, обеспечивающий герметичность бескамерной шины. Бусинка упирается прямо в край обода. Если борт поврежден, воздух всегда будет выходить из шины.
- Другое механическое повреждение — отслоение протектора и других частей шины.
- Изменение цвета резины. Это эффект химикатов. Резина чувствительна к целому ряду веществ, которые ее необратимо повреждают.
Можно ли предсказать износ шин? Когда их следует проверять?
Износ шин предсказуем. Срок службы новых шин обычно составляет до 5 лет. Как мы уже знаем, шины, которым более 10 лет с даты производства, не должны устанавливаться.
Если водитель проезжает примерно одинаковый пробег в год (например, от 15 000 до 20 000 км), он может измерять высоту протектора после каждого завершенного зимнего сезона. Затем он может подсчитать, что в среднем каждый сезон протектор шин уменьшается, например, на 1,0–1,2 мм. И он узнает, когда он достигнет предела.
Всесезонные шины изнашиваются немного быстрее, чем сезонные.
В конце сезона стоит внимательно проверить шины (согласно нашему списку из предыдущего абзаца), и, если они уже сильно изношены, то хранить дальше их нет смысла.
Также всегда стоит обратиться за помощью к специалисту по замене покрышек. Автослесарь определит, сможет ли данная шина прослужить один или несколько сезонов. Хороший специалист установит шины в соответствии с правилами, проверит состояние колесных дисков (при необходимости может их выпрямить) и как следует отбалансирует колеса. Он также сможет обнаружить любые повреждения шин и дисков (особенно алюминиевых) и, при необходимости, посоветует выбрать новые шины.