Износ шин во время их эксплуатации — явление естественное. Предупреждающим сигналом должен быть необычный износ протектора, который может быть признаком серьезной неисправности подвески или нашей халатности. Какие признаки должны нас беспокоить?
Шина выглядит прочной и устойчивой к повреждениям, но на самом деле чрезвычайно чувствительна к механическим повреждениям. Легче всего заметить повреждение боковой стенки, которое видно невооруженным глазом. Обычно они образуются при контакте с бордюрами, выбоинами и другими препятствиями на дороге. Затем внутри и снаружи образуются неровности, порезы и трещины различного типа, которые обычно указывают на необходимость замены покрышки.
Несколько иначе обстоит дело в случае необычного износа протектора, который также часто приводит к необратимому повреждению шины. Он возникает не внезапно, а постепенно в процессе эксплуатации, а это значит, что многие водители замечают его только на очень поздней стадии.
Протектор шины по окружности должен быть изношен равномерно. К сожалению, на практике это часто не так. Неравномерный износ протектора шин на осях автомобилей чаще всего вызван ездой с неправильным давлением, неправильной геометрией подвески или деформированным ободом. В зависимости от причины наблюдаемые симптомы и последствия могут быть разными.
Центральный износ протектора
Если мы заметим, что центр протектора изношен больше, чем края шины, это может означать, что мы двигались со слишком большим давлением в течение длительного времени. Если разница в высоте протектора между центром и стороной шины не превышает 2 мм, это не означает, что шины будут использоваться в дальнейшем. Однако уровень давления следует откорректировать как можно скорее в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.
Повышенный износ борта шины
Боковина шины вызывает эффект округления лицевой поверхности шины. Этот тип износа чаще всего вызван ездой со слишком низким давлением. Стоит помнить, что вес автомобиля должен приходиться на всю ширину шины, а слишком низкое давление означает, что лоб меньше прижимается к земле. Поэтому уровень давления следует корректировать в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. Другой причиной такого износа может быть неподходящий стиль вождения, особенно чрезмерно агрессивное прохождение поворотов. Во время скоростных поворотов шины работают на пределе своего сцепления. Им приходится выдерживать большие перегрузки, поэтому внешние части протектора сильно нагружены. Этот вид износа может быть асимметричным (больше с одной стороны). Это необычное истирание протектора может также быть вызвано повреждением подвески, например, перекрученным или изогнутым коромыслом или неправильным схождением передних колес, так называемым чрезмерная конвергенция. В этом случае отправляйтесь в сервис для диагностики.
Зубчатость протектора
Зубцы протектора — нежелательный способ износа. Он основан на более быстром истирании некоторых блоков на передней стороне. В результате зазубрины протектор шины при взгляде в профиль выглядит как пилообразный. Зубцы могут возникать по краям протектора или в середине протектора. Это не процесс, который исключает использование шины, но он значительно увеличивает производимый ею шум и, таким образом, снижает комфорт при вождении. В случае прорезывания зубов лучше всего работает старая поговорка — «профилактика лучше лечения». Зубчатый протектор можно придать шероховатость, но эта операция выполняется немногими службами, кроме того, она связана со значительным сплющиванием протектора. Самый эффективный метод предотвращения прорезывания зубов — это вращение шины.
Волнистый износ протектора
Этот износ обычно влияет на задний мост, который не является ведущим мостом. Задние шины, в отличие от передних, изменяют свое положение относительно земли умеренно. Поэтому они более подвержены такому необычному и неравномерному износу. Протектор может быть волнистым или перекрученным из-за ряда факторов. Обычно виной всему неправильная центровка колес задней оси или неисправна подвеска. Мы можем наблюдать их чаще в автомобилях, задняя подвеска которых состоит из так называемых торсионная балка и является результатом ее неисправности.
Разрыв резины протектора
Чаще всего разрыв резины наблюдается в области ламелей или канавок протектора. Это обычное явление для новых зимних шин из мягкого компаунда с высокими блоками протектора. Обычно это связано с движением на высокой скорости по извилистым дорогам и неустойчивой крупнозернистой почве, а также обычно в автомобилях со значительным крутящим моментом.
Можно использовать шину с таким типом износа, но стоит регулярно наблюдать за ней, чтобы убедиться, что резина не трескается в большей степени.
Деформация протектора
Если мы замечаем деформации на лбу протектора, это означает, что мы, вероятно, долго ехали со слишком низким давлением в шинах или перегружали машину большим количеством багажа.
Если вместе с деформацией видимые металлические части покрышки, т.е. опоясывая шину, возможно повреждение внутренней конструкции из-за чрезмерного износа протектора. Чаще всего причиной являются поверхностные порезы на поверхности протектора, которые возникают в результате сильного удара или контакта с препятствием, например, камнем или бордюром. Даже небольшой, но глубокий разрез ослабляет внутреннюю структуру шины, что приводит к ее деформации. Такая шина непригодна для использования и подлежит замене.
Местный износ протектора
Иногда в результате резкого торможения и блокировки колес в автомобилях без АБС поверхность протектора изнашивается по форме, аналогичной поверхности контакта с землей. Эти типы признаков обычно проявляются на одной оси. Повреждение может быть увеличено за счет экстренного торможения на неустойчивом крупнозернистом грунте. В этом случае шина может поцарапаться или сломаться. В зависимости от степени повреждения шина может быть пригодна для дальнейшего использования. При обширных полостях его следует заменить. Если мы используем автомобиль с АБС, стоит проверить состояние тормозной системы. Блокировка колес при торможении может указывать на серьезную неисправность суппортов или контроллера.
Отрыв поверхности протектора
Этот вид неисправности — один из самых опасных, но случается он очень редко. Обычно это результат перегрева шины, вызванного продолжительной ездой со слишком низким давлением или большой нагрузкой. Отслоение поверхности протектора может быть связано с разрывом шины, что при движении на высокой скорости может затруднить управление автомобилем. Поврежденная таким образом шина не подлежит ремонту и не может быть использована в дальнейшем.
Советы:
- проверяйте давление воздуха в шинах не реже одного раза в месяц и перед каждой продолжительной поездкой,
- если сомневаетесь в степени повреждения шины, обратитесь к специалисту,
- следите за износом протектора, реагируйте, если заметите какие-либо неровности.