Установка зимней резины, замена жидкости для омывателя лобового стекла на зимнюю, проверка состояния аккумулятора и покупка нового скребка для льда. Это основные действия, которые делает средний водитель перед зимой. В случае с шинами наиболее важным параметром для большинства автомобилистов является высота протектора. Какую роль играет протектор автомобильной шины? Почему его высота так важна для безопасности вождения? Какая высота протектора требуется по закону?
В каждой стране есть законы, регулирующие минимальную высоту протектора шин. Если он ниже установленного, полиция имеет право оставить у себя свидетельство о регистрации транспортного средства во время проверки на дороге. Кроме того, он имеет право наложить на водителя штраф. И это еще не все расходы. Чтобы восстановить регистрационный документ, водитель должен приобрести новые шины, установить их, а затем явиться на выбранную станцию техосмотра и пройти платный техосмотр. Только после получения справки от СКП, подтверждающей, что у автомобиля исправные шины, вы можете обратиться в отдел связи для возврата удостоверения личности.
Что гласит закон в разных странах Европы?
- В Польше минимальная высота протектора — 1,6 мм;
- Аналогичным образом это значение применимо к большинству европейских стран — Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании, Ирландии, Словакии, Венгрии, Дании и Швейцарии;
- В Скандинавских странах, а также в Латвии, Эстонии и Словении минимальная высота протектора составляет 3 мм;
- В Чехии, Австрии, Хорватии, Сербии, Литве, а также в России и Беларуси минимальная высота протектора составляет 4 мм;
- В Украине минимальная высота протектора — 6 мм.
Мы уже знаем, что гласит закон. Что говорят специалисты? По мнению производителей шин и многих автомобильных экспертов, предел протектора зимних и всесезонных шин составляет 4 миллиметра. Если он ниже, шина небезопасна.
Многие водители полностью игнорируют такую информацию, даже заявляя, что это заговор производителей шин с целью увеличения продаж шин. Так ли это на самом деле?
Давайте посмотрим на результат тестов, проведенных одним из популярных автомобильных журналов.
Каков был тормозной путь на мокрой дороге при скорости 100 км / ч в зависимости от высоты протектора шины?
- 7 мм — тормозной путь 65 м;
- 5 мм — тормозной путь 69 м;
- 4 мм — тормозной путь 70,3 м;
- 3 мм — тормозной путь 76 м.
Каков был тормозной путь на снегу на скорости 100 км / ч в зависимости от высоты протектора?
- 7 мм — тормозной путь 123 м;
- 5 мм — тормозной путь 127 м;
- 4 мм — тормозной путь 132 м;
- 3 мм — тормозной путь 141 м.
Пример наглядно показывает, насколько увеличивается тормозной путь со все более низким протектором. Эти несколько или несколько дополнительных метров могут означать здоровье и жизнь для нас и других участников дорожного движения.
Какую роль играет протектор автомобильной шины?
Автомобильная шина состоит из двух основных частей: несущей конструкции и протектора.
Протектор покрывает лоб шины. Это внешняя часть шины, которая контактирует с дорожным покрытием. Протектор представляет собой не что иное, как резиновое покрытие определенной высоты и формы, сделанное в основном из синтетического и натурального каучука, обогащенного различными добавками. Это могут быть масла, эластомеры, диоксид кремния и многие другие, в зависимости от класса шин и производителя.
Какие задачи должен выполнять протектор шины?
- Прежде всего, он должен обеспечивать оптимальное сцепление с дорогой в любых условиях, на сухой, мокрой и рыхлой поверхности, на всех скоростях движения:
- Протектор передает движущую силу и тормозную силу;
- Протектор также должен позволять машине оставаться устойчивой и управляемой;
- Долговечность шины зависит от материала протектора;
- Сопротивление качению (чем меньше, тем меньше расход топлива) и комфорт вождения (это касается уровня шума, производимого шиной), также зависят от протектора.
В чем разница между зимней и всесезонной шиной и летней шиной? Во-первых, форма протектора. Выбирается тот, который обеспечит наилучшее сцепление с дорогой зимой, когда водителю приходится ехать по мокрой, промерзшей или заснеженной поверхности;
Во-вторых, состав резиновой смеси, из которой изготовлен протектор, а также плечевой и частично боковые стороны шины. Такая смесь не может затвердеть при минусовых температурах. Состав резины шины неоднороден. Протектор изготовлен из более мягкой смеси, а боковые стороны и заплечики шины — из более твердого.
Какие элементы входят в протектор?
- Выступы протектора (блоки, блоки) — могут иметь форму прямоугольника, ромбы, у них могут быть закругленные углы — все зависит от модели шины и ее назначения.
Выступы протектора в центре шины обычно имеют квадратную форму, а расположенные на концах протектора и перекрывающие плечо шины — прямоугольные.
- Ребро — расположено по окружности круга. Он состоит из выступов протектора одинакового размера и формы. В зимней шине ребро либо порезано, либо изношено.
- Прорези — миниатюрные дугообразные щели в каждом выступе протектора. В зимней резине их очень много. Они предотвращают занос и облегчают торможение.
- Продольные / кольцевые канавки — проходят по всей окружности шины, имеют разную форму и глубину в зависимости от типа шины. Они заботятся о рулевом управлении и тормозном пути.
- Поперечные канавки — слить воду из-под колес. Зимние шины имеют больше канавок, чем летние, для лучшего сцепления с мокрой дорогой.
На протяжении многих лет производятся шины с симметричным протектором. Он имел одинаковую форму с каждой стороны шины. Сейчас все изменилось. Во многих шинах используются новые технические решения, обеспечивающие лучшее сцепление с дорогой в зимних условиях.
Зимние и всесезонные шины могут иметь следующие протекторы:
- Направленный протектор — в этом случае шина имеет маркировку ВРАЩЕНИЕ, в которой стрелка указывает направление качения шины при движении вперед;
- Асимметричный протектор — шина имеет разную форму протектора внутри и снаружи. Например, внешний вид имеет такую форму, которая позволяет максимально эффективно отводить воду наружу;
- Асимметричный направленный протектор — комбинация обоих решений для обеспечения наилучших условий катания. На шине нанесено направление качения и стороны (внешняя и внутренняя).
Чтобы протектор зимней или всесезонной шины функционировал должным образом, он должен быть правильно установлен в соответствии с маркировкой на боковине шины. Не менее важен выбор размера шин, который должен соответствовать рекомендациям производителя автомобиля. Вы также должны не забыть обеспечить правильное давление в шинах.
Как на практике ведет себя шина с протектором менее 4 мм? Если выступы протектора (также известные как блоки или блоки) изнашиваются, ламели не могут обеспечить надлежащее сцепление с дорогой. Поперечные канавки имеют слишком малую пропускную способность, чтобы эффективно отводить воду и слякоть из-под колес. А это значит, что увеличивается риск заноса.
Усовершенствованные системы безопасности не будут работать должным образом, если у машины «лысые шины». Это применимо ко всем системам: базовой ABS, расширенной ESP (для предотвращения недостаточной и избыточной поворачиваемости) или системе предотвращения столкновений (например, Front Assist).
Как проверить высоту протектора шины?
Перед сезонной заменой шин следует всегда измерять высоту протектора. Если протектор зимней шины меньше 4 мм, следует покупать новые шины. Совершенно новый, не восстановленный, не говоря уже о бывшем в употреблении. Если водитель не может позволить себе полный комплект, есть как минимум два, которые всегда устанавливаются на заднюю ось (независимо от привода).
Протектор должен быть изношен равномерно. Неравномерный износ протектора или его зазубрины указывают на проблемы, которые необходимо устранить.
Как самостоятельно измерить протектор зимней резины? Измерение всегда производится в центре шины, предпочтительно на половине ширины профиля шины. Измерение производится как минимум в трех местах, которые должны быть достаточно равномерно разнесены друг от друга.
Измерение можно производить:
- Использование аналогового счетчика. Он имеет выдвижной наконечник, который прижимается к протектору. Результат измерения виден на аналоговой шкале;
- Использование электронного счетчика. В этом случае наконечник датчика также прижимается к протектору шины. Вы можете рассчитывать на большую точность измерения — с точностью до 0,1 мм;
- Рулеткой, короткой линейкой или штангенциркулем;
Достаточно высокий протектор шины — основа безопасного вождения. Необязательно покупать самые дорогие и лучшие шины. Покрышки эконом-класса тоже имеют неплохие параметры. Всесезонные шины позволяют еще больше сэкономить.
Вы также можете измерить высоту протектора и проверить состояние шин у механика. Даже если у водителя на колесных дисках зимняя резина, замену следует проводить в автомастерской. Почему? Колеса должны быть сбалансированы. В противном случае они вызовут ускоренный износ системы рулевого управления. Колесные болты необходимо затянуть с соответствующим усилием с помощью динамометрического ключа.
Самостоятельная замена утомительна, так как предполагает необходимость перемещать домкрат под каждое колесо машины. Всегда регулируйте геометрию подвески после установки новых шин.