Амортизаторы являются одними из наиболее часто используемых автомобильных запчастей во время вождения. Они должны справляться, среди прочего, люки, пустоты, колеи и лежачие полицейские. Как работают автомобильные амортизаторы? Почему их состояние так важно? Можно ли их заменять?
Какую роль играют амортизаторы?
Основная задача автомобильных амортизаторов — гасить колебания и наклоны кузова, вызванные прогибом упругих элементов. Если бы вы использовали только винтовые пружины или листовые рессоры без амортизаторов, автомобиль подпрыгивал бы, как резиновый мяч. Амортизаторы стабилизируют кузов, обеспечивая пассажирам комфорт и безопасность передвижения. Энергия, полученная при гашении ударов неподрессоренной массы, преобразуется в тепло.
Однако это не единственная роль амортизаторов. Не менее важная функция — обеспечение постоянного давления колес на асфальт. Амортизаторы предотвращают отрыв колес от дорожного покрытия, что оказывает огромное влияние на безопасность движения. Даже небольшое снижение сцепления с дорогой может привести к тому, что водитель потеряет контроль над автомобилем. По этой причине амортизаторы оказывают огромное влияние на вождение, резкие маневры и эффективность торможения.
Признаки износа амортизаторов
Износ амортизаторов постепенный, поэтому иногда можно упустить момент, когда они теряют свои свойства. Первыми признаками износа являются несколько худшая управляемость автомобиля, нервозность подвески на высоких скоростях и немного больший крен кузова. Различия могут быть незначительными, поэтому неподготовленный водитель не обратит на них внимания и привыкнет к ухудшенным условиям.
Однако со временем признаки износа амортизаторов увеличиваются. К ним относятся сильное раскачивание после пересечения лежачих полицейских, характерное «подпрыгивание» кузова при торможении или частая активация системы ABS или ESP даже при плавном торможении. Еще один симптом необходимости замены амортизаторов — неравномерный износ шин. Речь идет о потускневших пятнах и потертостях, которые указывают на раскачивание колеса при торможении.
Каков риск езды с изношенными амортизаторами?
Путешествовать на автомобиле с поврежденными амортизаторами крайне опасно. Изношенные амортизаторы резко увеличивают риск потери контроля над рулевым колесом. Они также увеличивают тормозной путь, даже если у автомобиля новые тормоза и шины. Комфортность путешествия не всегда ниже, что может ввести в заблуждение. Напротив, в некоторых случаях чрезмерное раскачивание кузова может восприниматься как улучшение комфорта, особенно в автомобилях с относительно жесткой подвеской.
Изношенные амортизаторы также представляют опасность для других компонентов подвески. Они ускоряют износ шин, металлорезиновых элементов и рессор. Они также негативно влияют на работу электронных систем, поддерживающих торможение и стабилизацию пути.
Самые частые поломки амортизаторов
Самый частый дефект амортизаторов — утечка масла, видимая невооруженным глазом. Часто также можно обнаружить повреждения подшипников и звеньев амортизатора. Эти сбои проявляются в виде стуков во время движения или поворота рулевого колеса в неподвижном состоянии. В старых автомобилях можно заметить коррозию элементов амортизатора, что дает право на замену. Однако не все неисправности можно обнаружить невооруженным глазом или на слух. Важно регулярно проверять работоспособность амортизаторов.
Эффективность автомобильных амортизаторов — когда их менять?
Состояние амортизаторов контролируется при периодическом техническом осмотре. Эффективность затухания проверяется с помощью специального измерительного оборудования, результаты приведены в процентах. Однако не стоит беспокоиться о достижении результата ниже 100% — даже новые и полностью исправные амортизаторы этого не добьются. Очень хороший КПД составляет около 70%, и только значение ниже 40% показывает обмен.
Следует учитывать, что это измерение не безупречно. Например, изношенные шины, втулки или другие компоненты подвески могут исказить результаты. Удивительных эффектов можно также достичь, измерив эффективность амортизаторов в очень легких автомобилях или автомобилях с простой конструкцией подвески. Во многих случаях оборудование будет показывать эффективность намного ниже, чем есть на самом деле. По этой причине стоит отправиться на профессиональный завод с оборудованием, учитывающим характеристики данной модели автомобиля.
Замена амортизаторов — что стоит знать?
Вы можете заменить амортизаторы самостоятельно, но это требует профессиональных технических знаний. Проблемы могут быть вызваны откручиванием ржавых и заедающих саморезов, которые часто оказываются в неудобных местах. Есть большой риск разобрать стойку Макферсон. Это требует использования специального пружинного зажима, а сама процедура очень опасна. Поэтому замену амортизаторов рекомендуется проводить в профессиональных мастерских, оснащенных необходимым инструментом. Тем более, что после каждого вмешательства в подвеску автомобиля все равно необходимо проверять и выставлять правильную геометрию.
Срок службы амортизаторов примерно 50-80 тысяч. км, но многое зависит от местности, по которой движется машина. Так что давайте будем регулярно проверять состояние амортизаторов, например, сильно надавив на кузов над отдельными колесами. Кузов должно немедленно вернуться в исходное положение. Если он делает несколько качков, пора менять амортизаторы.
Внимание! Всегда заменяйте оба на одной оси, даже если другой амортизатор не поврежден.