Внутри современного автомобиля не менее десятка литров рабочих жидкостей, много литров топлива, смазочных материалов и газов. Утечки, вызывающие утечку жидкостей, смазки и газов, опасны для технического состояния автомобиля, безопасности движения и окружающей среды. Как вы можете определить утечки в отдельных системах? Каковы последствия утечек в системе охлаждения, двигателе, трансмиссии, рулевом управлении, подвеске и кондиционере? Как исправить утечки? Чего делать нельзя?
Рабочие жидкости, такие как моторное масло, трансмиссионное масло, жидкость для гидроусилителя руля, тормозная жидкость и охлаждающая жидкость, являются жидкими частями отдельных систем автомобиля. Производитель автомобилей не зря строго выбирает их технические характеристики. Для правильной работы каждой системы чрезвычайно важно иметь соответствующее качество используемой рабочей жидкости или смазочного материала и ее соответствующий уровень. Все утечки очень опасны и приводят к множеству серьезных поломок, а также ставят под угрозу безопасность вождения.
Поэтому сегодня мы рассмотрим возможные места утечки в вашем автомобиле. Мы постараемся ответить на вопрос, как распознать ту или иную утечку, какие риски с ней связаны и как ее устранить. Когда упоминается утечка, на первое место выходит моторное масло. Но мы начнем с более легкой темы.
- Утечка омывающей жидкости
- Утечки жидкости гидроусилителя руля
- Утечки тормозной жидкости
- Утечки моторного масла
- Утечки трансмиссионного масла
- Утечка масла из заднего моста
- Утечка гидравлической жидкости из насоса сцепления и рабочего цилиндра
- Утечки жидкости в системе охлаждения
- Утечка каталитической жидкости
- Утечки из системы кондиционирования автомобиля
- Утечки масла из амортизаторов
- Что делать в случае утечки?
Утечка омывающей жидкости
Может ли утечка жидкости для омывателя ветрового стекла быть опасной для безопасности вождения? В этот момент многие люди хлопают себя по лбу. Они могут! А если вдруг кто-то брызнет грязью на лобовое стекло и выяснится, что в системе нет омывающей жидкости? Дворники начнут тереться о сухое стекло и не смогут самостоятельно удалить грязь. Кроме того, они разрушат стекло. Водитель с плохой видимостью не может говорить о безопасности. Кроме того, при проверке на дороге грязное лобовое стекло может привлечь внимание полицейских. А потом по закону можно получить штраф за неисправную систему очистки лобового стекла.
Если в вашем автомобиле ксеноновые фары (настоящие, а не HID), отсутствие омывающей жидкости сделает невозможным мытье окон фар. Это завораживает других водителей. Причиной утечки жидкости для омывателя ветрового стекла может быть: негерметичный резервуар (он может разорваться на морозе, когда в нем замерзнет теплая жидкость), негерметичные трубопроводы или поврежденные уплотнения жидкостного насоса.
Утечки жидкости гидроусилителя руля
Усилитель руля уже много лет является стандартом даже в дешевых автомобилях. Наиболее популярными решениями являются гидравлические или электрогидравлические системы с центральным насосом и жидкостью гидроусилителя рулевого управления в качестве рабочего тела. Утечки могут быть связаны с повреждением резинового шланга низкого или высокого давления, изношенной прокладкой насоса рулевого управления с гидроусилителем, изношенным уплотнением рулевого механизма, механическим повреждением охладителя жидкости рулевого управления с гидроусилителем или охлаждающего контура. Это также может быть треснувший протекающий бачок с жидкостью гидроусилителя рулевого управления. Под автомобилем могут быть видны следы утечки жидкости гидроусилителя руля.
Чем меньше жидкости гидроусилителя руля, тем хуже работа всей системы — работа гидроусилителя руля может быть прервана, и может появиться шум, создаваемый насосом. В результате сбоя опора пропадает, останавливается или вообще не работает. Недостаток жидкости очень быстро приводит к заклиниванию насоса гидроусилителя руля, самой важной и дорогой части системы. Отказ оказать помощь может привести к аварии. Многие водители могут вообще не управлять автомобилем без усилителя мощности или запаниковать после потери усилителя мощности.
Утечки тормозной жидкости
Тормозная жидкость — это жидкая часть тормозной системы. Когда педаль тормоза нажата, главный цилиндр нагнетает несжимаемую жидкость до нужного давления. Благодаря этому жидкость оказывает давление на тормозные поршни в суппортах. Их движение, в свою очередь, заставляет работать тормозные колодки и диски (в системе дискового тормоза). Следует помнить, что все передовые системы безопасности (от ABS, ASR и ESP, до новейших, например, управление скоростью при спуске с холма) также работают на основе тормозной жидкости, регулируя ее подачу к конкретному тормозному суппорту.
Утечка может быть вызвана:
- Изношены сальники главного цилиндра;
- Утечка в жесткой тормозной магистрали из-за механического повреждения;
- Утечка в гибком тормозном шланге, вызванная механическим повреждением или старением резины;
- Повреждение или износ уплотнений тормозного суппорта.
Утечки тормозной жидкости можно определить по пятнам под автомобилем, мокрым гибким концам тормозных шлангов, снижению уровня тормозной жидкости в бачке и снижению эффективности торможения. Это чрезвычайно опасная неисправность, которая может привести к аварии.
Утечки моторного масла
Моторное масло — это жидкая часть двигателя, обладающая всесторонним действием. Масло смазывает, охлаждает, изолирует и удаляет загрязнения из двигателя, турбины или компрессора. Правильная работа привода и его принадлежностей зависит от соответствующего количества моторного масла в системе смазки, от его надлежащей спецификации, от качества фильтрации, обеспечиваемой масляным фильтром, а также от соответствующего давления масляного насоса.
Причинами протечек масла из двигателя могут быть:
- Механическое повреждение внешних частей двигателя, например, масляного поддона и маслоохладителя;
- Износ резиновых прокладок, например масляного щупа, масляной пробки или прокладки головки блока цилиндров;
- Износ металлокомпозитных деталей (например, прокладки головки или коленчатого вала и распредвала), вызванный старением или слишком высокой рабочей температурой двигателя.
Уменьшение количества масла в системе смазки вызывает ускоренный износ механических частей двигателя. Масло не может подаваться во все точки смазки. Существует опасность заклинивания турбокомпрессора или патрубков. Недостаток масла вызывает повышение рабочей температуры двигателя. Компоненты, зависящие от правильного давления масла, не работают должным образом: например, синхронизация (из-за плохой работы гидравлического натяжителя цепи газораспределения) и система изменения фаз газораспределения. Привод может заклинивать, что почти равносильно его технической смерти.
Как распознать утечку моторного масла? Под машиной будут разводы. Утечки могут быть видны на блоке двигателя и в моторном отсеке (если кипение повреждено). Двигатель может работать громче. Если прокладка головки или масляный радиатор повреждены, моторное масло может попасть в систему охлаждения.
Утечки масла из двигателя могут привести к полному разрушению силового агрегата, поэтому их необходимо устранять как можно скорее.
Утечки трансмиссионного масла
Трансмиссионное масло, используемое в коробках передач, играет ту же роль, что и в двигателе, то есть смазывает, охлаждает и удаляет грязь. Кроме того, в автоматических трансмиссиях трансмиссионное масло играет роль исполнительного фактора — благодаря ему можно переключать передачи. Трансмиссионное масло может вытекать из корпуса задней коробки, поврежденных уплотнений приводного вала, изношенных уплотнений распределительного вала или негерметичной прокладки масляной пробки.
Уменьшение количества трансмиссионного масла приводит к ускоренному износу механических элементов коробки передач и, как следствие, к ее заклиниванию. Как распознать утечку масла из коробки передач? Под автомобилем пятна трансмиссионного масла. Коробка передач работает намного громче, передачи переключаются с трудом.
Утечка масла из заднего моста
Задняя ось доступна в автомобилях с задним приводом или с приводом на обе оси. В задней оси есть трансмиссионное масло, которое смазывает и охлаждает механизмы, работающие в оси. Утечки масла возникают в результате механического повреждения уплотнений, коррозии металлических деталей или старения резины, из которой изготовлены уплотнения.
Как обнаружить утечки из заднего моста? Типичные признаки — масляные пятна и громкий гул во время вождения.
Утечка гидравлической жидкости из насоса сцепления и рабочего цилиндра
Оба компонента используются в сцеплениях с гидроусилителем. Утечка гидравлического масла может появиться в районе педали сцепления (тогда это указывает на повреждение уплотнения насоса сцепления) или в районе коробки передач (тогда виноват ведомый сцепления). Утечка гидравлической жидкости изначально вызывает проблемы с включением первой и задней передач. Тогда он полностью не дает автомобилю переключать передачи.
Утечки жидкости в системе охлаждения
Система охлаждения предотвращает перегрев двигателя, поддерживает его рабочую температуру и обеспечивает исправную работу системы обогрева кабины. В современных автомобилях система охлаждения нагревает и охлаждает ряд дополнительных компонентов, например, охладитель клапана рециркуляции выхлопных газов системы рециркуляции отработавших газов. Откуда может вытекать хладагент? Из-за негерметичных соединений между трубами системы, из-за поврежденных форсунок, из-за корродированного радиатора, из-за уплотнений насоса охлаждающей жидкости, из-за корпуса термостата, из-за коррозии нагревателя, из-за протекающих резиновых трубок.
Уменьшение уровня охлаждающей жидкости вызывает перегрев двигателя. Это может повредить прокладку головки и заблокировать привод.
Утечка каталитической жидкости
Каталитическая жидкость используется в автомобилях с дизельными двигателями, оснащенными сажевыми фильтрами FAP (так называемые мокрые). Каталитическая жидкость предназначена для снижения температуры горения сажи, что облегчает очистку фильтра от примесей. Наиболее частое место утечек жидкости — это поврежденный пластиковый бачок, который монтируется возле заднего колеса автомобиля. Жидкость дорогая и вредная для окружающей среды. Недостаток жидкости в баке может перевести двигатель в аварийный режим.
Утечки из системы кондиционирования автомобиля
Автомобильный кондиционер работает за счет хладагента — особой газовой смеси. Кроме того, вместе с газом в системе циркулирует минеральное масло, предназначенное для смазки компрессора.
Чтобы система работала должным образом, она должна быть герметичной. Утечки вызывают ряд проблем. Типичным признаком утечки газа из системы кондиционирования воздуха является неуклонное снижение эффективности охлаждения. Пятна минерального масла также могут появиться в местах утечки, например, на соединениях трубопроводов кондиционера. Неисправность может привести к разрушению компрессора системы из-за его заклинивания (из-за отсутствия минерального масла для смазки).
Утечки масла из амортизаторов
Масляные амортизаторы — очень популярное решение, используемое в современных автомобилях. Утечки масла из амортизаторов — признак того, что их следует немедленно заменить. Помимо утечки масла, водитель наверняка почувствует ухудшение вождения, восприимчивость к порывам ветра, раскачивание автомобиля и срабатывание ABS даже при не слишком сильном торможении. Амортизаторы обеспечивают контакт колес с дорогой независимо от поверхности, по которой движется автомобиль. Езда с изношенными амортизаторами значительно снижает безопасность дорожного движения из-за значительной потери сцепления с дорогой.
Утечки смазки из крышек приводных шарниров
Шарниры привода защищены крышками, содержащими консистентную смазку. В процессе эксплуатации покрытия подвергаются изгибу, ударам камней, колебаниям температуры, а также процессам старения резины (которая входит в состав термопластичных эластомеров, используемых при производстве покрытий стыков). Все это означает, что на крышках могут появиться трещины. Это приведет к утечке смазки и проникновению воды и песка в стыки. Что будет дальше, предугадать несложно — заедает стык, который является дорогостоящей деталью.
Стоит время от времени проверять состояние крышек шарниров и реагировать на любые следы смазки на них. Если ограждения повреждены, на соединениях могут появиться признаки износа, например дребезжание при повороте.
Чудеса и срочный ремонт — не работает!
Высокотемпературная силиконовая паста для герметизации двигателя или коробки передач? Клеи для склеивания разбитых резервуаров? Самоамальгамирующаяся лента для сломанных резиновых шлангов? Химия для герметизации рулевой системы? Порошок для герметизации радиаторов? Все эти решения либо не работают, либо работают в очень ограниченной степени (с минимальной утечкой). В лучшем случае их можно использовать только для безопасного проезда в мастерскую.
Что делать в случае утечки?
Если в вашей машине есть утечки, не ждите, не принимайте никаких временных решений, не говоря уже о каких-либо чудодейственных мерах. Они могут принести больше вреда, чем пользы. Порошок для герметизации радиаторов не устранит серьезных повреждений. Вместо этого вам придется промыть всю систему охлаждения, чтобы снять ее.
Между тем, затраты на ремонт не обязательно должны быть высокими. Иногда бывает достаточно установить новые качественные уплотнители.