Охлаждающая жидкость является третьей по важности рабочей жидкостью, используемой в автомобиле, после моторного и трансмиссионного масла. Задача охлаждающей жидкости — поддерживать соответствующую температуру двигателя, что позволяет добиться правильных рабочих параметров двигателя. Недостаток охлаждающей жидкости может привести к перегреву и заклиниванию двигателя. Как безопасно долить охлаждающую жидкость? Как выбрать охлаждающую жидкость для автомобиля? Как заменить охлаждающую жидкость? Как проверить, не течет ли жидкость?
- Что такое охлаждающая жидкость — ее функция в двигателе?
- Из чего состоит охлаждающая жидкость?
- Где циркулирует охлаждающая жидкость — контур охлаждающей жидкости в автомобиле?
- Какие типы хладагентов? В чем разница между жидким хладагентом и концентратом?
- Подбираете типы охлаждающей жидкости к популярным моделям автомобилей?
- Можно ли смешивать радиаторные жидкости? Имеет ли значение цвет радиаторной жидкости?
- Как часто нужно менять охлаждающую жидкость?
- Как заменить охлаждающую жидкость? Пошаговая замена охлаждающей жидкости
- Что нужно помнить при замене охлаждающей жидкости?
- Сколько охлаждающей жидкости содержится в системе охлаждения? Емкость системы охлаждения
- Как проверить уровень охлаждающей жидкости? Как часто это делать?
- Как распознать утечку жидкости из системы охлаждения?
- Зачем доливать охлаждающую жидкость?
- Как долить жидкость в радиатор? Как долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок?
- Что нужно помнить при доливке охлаждающей жидкости в радиатор?
Что такое охлаждающая жидкость — ее функция в двигателе?
Хладагент — это рабочая жидкость с особыми химическими свойствами, которая циркулирует в системе охлаждения. Задача системы охлаждения — поддерживать оптимальную температуру двигателя и рассеивать чрезмерное количество тепла, выделяемого во время его работы.
Для обеспечения оптимальных условий работы двигателя температура охлаждающей жидкости в старых автомобилях достигает 85-95 градусов С, а в новейших конструкциях даже 115 градусов С. Такая температура позволяет минимизировать износ механических деталей двигателя, а также дает возможность двигателя достичь максимальной производительности при минимальном расходе топлива. Слишком мало охлаждающей жидкости в системе (не говоря уже о полном ее отсутствии) вызывает перегрев двигателя, что может привести к заклиниванию. Вот почему так важно контролировать его уровень.
Охлаждающая жидкость также играет дополнительную роль — она защищает металлические элементы (в том числе радиатор и обогреватель) от коррозии и образования на них известкового налета.
Из чего состоит охлаждающая жидкость?
- 50% деминерализованная вода,
- 49% этиленгликоля,
- 1% химических добавок для предотвращения коррозии, удаления накипи, стабилизации и т. д.
- Концентрат охлаждающей жидкости состоит в основном из гликоля и присадок, он содержит минимум воды.
Состав охлаждающих жидкостей варьируется в зависимости от климатической зоны, в которой они будут использоваться. В Европе используются готовые охлаждающие жидкости, чаще всего состоящие из 50% деминерализованной воды, 49% этиленгликоля (многоатомного спирта) или пропиленгликоля и менее 1% химикатов для защиты от коррозии и образования известкового налета, стабилизации, предотвращения пенообразования, нейтрализует ионы, придает цвет и т. д.
Концентраты жидкости для радиаторов состоят в основном из гликоля и присадок, но содержат минимальное количество воды.
Где циркулирует охлаждающая жидкость — контур охлаждающей жидкости в автомобиле?
- Помпа,
- Двигатель, его каналы и провода,
- Нагреватель,
- Термостат,
- Кулер.
Охлаждающая жидкость приводится в движение насосом охлаждающей жидкости (также иногда называемым водяным насосом). Он приводится в действие ремнем ГРМ или цепью ГРМ (в зависимости от используемой технологии). Пока двигатель холодный, жидкость циркулирует через так называемые небольшая схема, включающая только двигатель и отопитель. Благодаря этому раствору жидкость нагревается намного быстрее, что позволяет моторному маслу нагреться. В настоящее время также существуют решения, направленные на подогрев охлаждающей жидкости перед запуском двигателя, что позволяет избежать холодных запусков при морозах. Это подогреватели двигателя и стояночный отопитель. В двигателе жидкость движется по специальным металлическим каналам, а снаружи — по резиновым шлангам.
Когда охлаждающая жидкость достигает нужной температуры, термостат (очень простое устройство, помещенное в систему охлаждения) открывается, направляя охлаждающую жидкость в так называемый большой тираж. Теперь жидкость циркулирует по радиатору, который получает от него ненужное тепло. Радиатор охлаждается потоком воздуха во время движения и дополнительно электрическим вентилятором, который включается во время движения.
Какие типы хладагентов? В чем разница между жидким хладагентом и концентратом?
В продаже есть три типа охлаждающих жидкостей — готовые жидкости, жидкие концентраты и деминерализованная или дистиллированная вода.
Перед тем, как выбрать жидкость для радиатора, ознакомьтесь с руководством по эксплуатации автомобиля. Некоторые производители автомобилей рекомендуют использовать в своих холодильных системах концентраты определенных марок. Перед использованием концентраты необходимо разбавить деминерализованной водой в соответствующих пропорциях (обычно пополам). В дополнение к ним вы также можете купить фирменные (часто известные компании) и безбрендовые охлаждающие концентраты (часто продающиеся отдельно от бочки), которые также требуют соответствующего разбавления.
Готовые жидкости можно сразу использовать в системе охлаждения. Большинство из них предназначены для использования с любым двигателем, но есть также специализированные продукты, например, для современных бензиновых и дизельных двигателей, которые достигают более высоких рабочих температур.
Жидкости и концентраты должны содержать информацию о том, является ли жидкость универсальной, т. е. ее можно использовать в системах с элементами из латуни, алюминия или меди, или она предназначена для работы только с одним типом системы, например, с алюминием. В первую очередь речь идет о защите металлических элементов от коррозии.
Жидкости и концентраты имеют информацию о максимальной температуре, до которой они не замерзают (например, до минус 35 градусов Цельсия). В настоящее время используются всесезонные жидкости, а значит, и те, которые можно использовать круглый год. Зимние или летние охлаждающие жидкости больше не продаются.
Подбираете типы охлаждающей жидкости к популярным моделям автомобилей?
Давайте рассмотрим несколько популярных автомобилей и какие жидкости в них следует использовать, как рекомендуют производители:
- Audi A3 1.6 (бензин) BSF — рекомендуется TL VW774D или вода с 50% G12, антифриз
- BMW 3 E90 / 91/92 / 93318d N47 D20 (дизельное топливо) — вода с 50% -ным антифризом на основе гликоля
- Citroen C5 1.8 EW7A (бензин) — рекомендуется REVKOGEL2000 или GLYSANTING33
- Fiat Panda 1.1 187 A1 (бензин) — вода с 50% добавкой CUNANC596-16
- Ford Mondeo 2.0 TDCiQXBA (дизель) — вода с 50% добавкой Ford WSS M97B44-D
- Mercedes Benz E W211 — 230 (бензин) — вода с 50% добавкой МБ-326.0
- Toyota Corolla E12 1.4 4ZZ- FE (бензин) — рекомендованная охлаждающая жидкость Toyota LonglifeCoolant
Если мы не хотим использовать жидкости для радиаторов, рекомендованные производителем автомобилей, следует выбирать универсальную жидкость лучшего качества.
Можно ли смешивать радиаторные жидкости? Имеет ли значение цвет радиаторной жидкости?
Цвет охлаждающей жидкости — это в первую очередь вспомогательная функция. Исключением может быть зеленая жидкость, в которой используется пропиленгликоль. Все остальные жидкости для радиаторов (желтые, красные, розовые, синие) можно смешивать, но только если они имеют схожие технические параметры.
Что это означает? Жидкости должны быть основаны на одном и том же типе гликоля (например, наиболее популярном этилене), они должны быть разработаны для работы с конкретным материалом, из которого сделана система (т.е. оба являются универсальными, или оба предназначены для работы с алюминием. системы), и они также должны обеспечивать одинаковый уровень защиты (например, обе защищают при температуре до минус 30 градусов Цельсия).
Как часто нужно менять охлаждающую жидкость?
- Универсальный — каждые два года,
- Если производитель жидкости так говорит — даже каждые 5 лет,
- Фирменные концентраты или от производителя автомобилей — даже каждые 7-10 лет.
- Всегда заменяйте его, если он загрязнен.
- Заменяйте при каждом крупном ремонте (например, прокладку головки).
В процессе эксплуатации охлаждающая жидкость изнашивается, теряя свои защитные свойства (например, антикоррозионные). Кроме того, его количество может уменьшиться из-за утечки и испарения. Жидкость также может содержать загрязнения из системы охлаждения (когда она ржавеет) или, в худшем случае, моторное масло (чаще всего в виде налета на жидкость в расширительном бачке).
Когда менять охлаждающую жидкость? Каждые два года с типичными универсальными жидкостями. Некоторые жидкости (информация на упаковке) рассчитаны на гораздо более длительный срок службы, например до пяти лет. В случае фирменных концентратов, а также концентратов, рекомендованных производителями автомобилей, замена может быть рекомендована даже через семь или десять лет.
Однако это не означает, что жидкость не нужно проверять. Производители рекомендуют проверять содержание антифриза или концентрацию рекомендованного концентрата один раз в год, желательно перед началом зимнего сезона. При необходимости их следует довести до требуемых значений. Как проверяется морозостойкость? Используются простые гликоматы или более сложные рефрактометры.
Жидкости или концентраты следует заменять независимо от срока эксплуатации, при обнаружении в них примесей, а также при выполнении ряда ремонтов двигателя (например, замена прокладки головки блока цилиндров), при замене радиатора, при замене системы. шланги, патрубок головки и т. д.
Как заменить охлаждающую жидкость? Пошаговая замена охлаждающей жидкости
Подготовьте емкость для использованной охлаждающей жидкости, которую необходимо сдать на пункт сбора отходов. Жидкость нельзя сливать в канализацию или выливать на землю. При замене используйте защитные перчатки, некоторые производители жидкостей также рекомендуют использовать защитные очки (информацию см. На упаковке). Двигатель автомобиля должен быть холодным.
- Поставьте под машину большой сосуд, в который изначально будет наливаться жидкость — это может быть широкая таз емкостью в несколько литров.
- Вам нужно открутить крышку радиатора (вверху) и сливную пробку внизу
- Примерно через десяток минут вся жидкость стечет из системы охлаждения в емкость.
- Вкручиваем сливную пробку. В него рекомендуется установить новую прокладку.
- Залейте в систему соответствующее количество новой охлаждающей жидкости или правильно подобранного концентрата, смешанного с деминерализованной водой.
- Закручиваем пробку в радиатор
- Запускаем двигатель. После достижения рабочей температуры долейте жидкость — ВНИМАНИЕ — в уравнительный бачок! Крышку радиатора нельзя откручивать, потому что горячая жидкость, кроме того, циркулирующая в системе под высоким давлением, может сильно нас обжечь.
- Системе может потребоваться вентиляция — для этого используются специальные клапаны или простой метод. Когда двигатель остынет, откручиваем крышку радиатора и запускаем силовой агрегат. Включаем отопление в салоне на полную мощность. Двигатель должен работать до тех пор, пока система отопления не начнет нагреваться на полную мощность. В это время из открытой крышки могут выходить пузырьки воздуха. Вся операция обычно занимает несколько минут. Когда отопление работает на полную мощность, выключаем двигатель. Когда он остынет, закрутите крышку радиатора.
Что нужно помнить при замене охлаждающей жидкости?
- Один из шлангов системы охлаждения в нижней части радиатора можно отсоединить для ускорения отвода жидкости, однако необходимо учитывать проблемы с его повторной сборкой из-за оригинальных металлических стяжек. Могут потребоваться специальные плоскогубцы для стандартного браслета, а иногда и новый браслет.
- После удаления старой жидкости можно использовать специальное средство для промывки системы хладагента для удаления примесей. Применяется согласно инструкции. Если мы используем концентрат, его следует разбавить в соответствии с инструкциями производителя. Слишком мало или слишком много концентрата вредно для двигателя, препятствуя надлежащему отводу тепла или достижению рабочей температуры двигателя.
Сколько охлаждающей жидкости содержится в системе охлаждения? Емкость системы охлаждения
В первую очередь количество охлаждающей жидкости зависит от объема двигателя, но не всегда. Обычно емкость системы охлаждения составляет от 5 до 9 литров жидкости.
Давайте посмотрим на несколько примеров:
- Citroen C1012V CFA (бензин) — 4,0 л
- Renault Clio III2TCeD4F-784 — 5,7 л.
- Volkswagen Golf VI4TSICAXA (бензин) — 5,6 л.
- Toyota Avensis61ZR-FAE (бензин) — 6,3 л
- Mitsubishi L2005DI-D 4D56 (дизель) — 8,2 л
- Ford Ranger5TDWLT-3 (дизель) — 9,4
- Mercedes Benz C W2043.5350272.961 (бензин) — 5,0 л.
- Volkswagen Phaeton0W12 BAP (бензин) — 17 л
Как проверить уровень охлаждающей жидкости? Как часто это делать?
Когда проверять уровень охлаждающей жидкости? Желательно как можно чаще. В современных автомобилях, а также в автомобилях премиум-класса используются сигнальные лампы на приборной панели, которые информируют о недостаточном количестве жидкости. Однако необходимо помнить, что электроника может быть ненадежной (может выйти из строя датчик), поэтому стоит проверить уровень жидкости.
Проверить состояние охлаждающей жидкости в автомобиле несложно. Открыв капот, найдите расширительный бачок. Имеет прозрачное градуированное окошко. Уровень жидкости должен быть между MIN и MAX. Жидкость также должна быть чистой, без следов грязи.
Как распознать утечку жидкости из системы охлаждения?
Также может быть утечка жидкости в системе охлаждения. Это очень опасная неисправность, которая может привести к перегреву и заклиниванию двигателя (из-за потери смазывающих свойств из-за перегрева моторного масла). Как узнать, есть ли утечка хладагента?:
- Светится сообщением о нехватке жидкости в системе (только в некоторых автомобилях)
- Нет жидкости в расширительном бачке
- Следы охлаждающей жидкости под автомобилем, под радиатором, на верхней части кожуха двигателя, мокрый низ шлангов системы охлаждения, особенно в местах соединений
- Указатель температуры охлаждающей жидкости достигает очень высоких значений
- Под капотом поднимается пар
- Вентилятор радиатора все еще работает, хотя машина движется
Зачем доливать охлаждающую жидкость?
Время от времени может возникнуть необходимость долить жидкость. Если это нужно делать часто, вам следует посетить автосервис, чтобы проверить свою машину.
Полная утечка охлаждающей жидкости во время движения или ее серьезная потеря может привести к серьезным повреждениям (перегреву) или полному разрушению двигателя (заклиниванию).
Как долить жидкость в радиатор? Как долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок?
Отвинтите крышку расширительного бачка и залейте универсальную жидкость или соответствующим образом перемешанный концентрат, убедившись, что ее уровень находится между отметками MIN и MAX. Закрываем колпачок и на этом реставрация заканчивается.
Жидкость в первую очередь доливается в расширительный бачок, но в случае серьезных недостатков ее необходимо перелить в радиатор.
В случае больших недостатков (помните, что двигатель должен быть холодным) открутите крышку радиатора, залейте жидкость до заполнения всей системы. Затем доливаем уровень в расширительный бачок, чтобы он находился между отметками MIN и MAX. Запуск двигателя. По достижении рабочей температуры (можно проехать несколько километров) останавливаемся, выключаем двигатель и проверяем уровень жидкости в «окошке» расширительного бачка. Если он слишком низкий, откройте крышку резервуара и долейте жидкость. Помним, что двигатель и все его компоненты горячие, а значит, есть риск ожога.
Что нужно помнить при доливке охлаждающей жидкости в радиатор?
- Воду, особенно водопроводную, нельзя использовать в системе охлаждения. Если необходимо заполнить зазоры водой (например, из-за частых утечек), можно использовать только деминерализованную воду.
- Не нужно использовать самые дорогие жидкости
- Использование хорошей охлаждающей жидкости и своевременная ее замена позволит избежать целой серии поломок и продлить срок эксплуатации приводного агрегата.
- Охлаждающая жидкость — одна из трех важнейших рабочих жидкостей, напрямую отвечающих за состояние нашего двигателя. В случае утечки жидкости или обнаружения в ней загрязнения стоит как можно скорее посетить автомастерскую, чтобы избежать дорогостоящих поломок.