Компьютерная диагностика определенно упростила работу механиков, а иногда и самих водителей. Вы легко сможете определить причину многих поломок, которые могут повлиять на автомобиль и его оборудование. Но не все из них. По-прежнему требуются специальные знания, и неподготовленный пользователь может серьезно повредить диагностический компьютер, если его неправильно использовать!
Универсальная диагностическая система OBD2 (бортовая диагностика) сейчас используется в европейских, японских, американских, индийских, малазийских, российских, тайваньских и большинстве китайских автомобилей. Каждый из этих автомобилей имеет универсальный 16-контактный разъем, который устанавливается в салоне автомобиля рядом с рабочим местом водителя. Чаще всего под панелью приборов, с левой стороны от водителя. Но не всегда. Часто он скрывается под внешней съемной крышкой.
Электронизация автомобилей
Электронизация автомобилей началась в семидесятых годах прошлого века. Все началось с системы ABS, изобретенной компанией Bosch. В 1980 году General Motors разработала интерфейс для диагностики двигателей GM. В девяностые годы в автомобилях дебютировали компьютеры, управляющие работой двигателей. А с ними пришел разъем OBD. Первоначально у каждого производителя была своя система, которая была доступна только его дилерскому центру.
Только в 1996 году в США и в 1998–2000 годах в Европе была введена стандартизированная система OBD2 — с тем же разъемом и с единым кодом неисправности. В автомобилях с OBD2 используется универсальная сигнальная лампа — «проверьте двигатель», а также целый ряд других.
Какие устройства можно подключать к OBD2? Компьютерная диагностика автомобилей может выполняться с использованием трех основных типов устройств. Начнем с самого простого.
Диагностический интерфейс. Интерфейс представляет собой кабель со стандартным штекером, предназначенный для разъема OBD2. На корпусе штекера могут быть контрольные диоды, информирующие о состоянии подключения.
Диагностический интерфейс может быть выполнен в проводном варианте (тогда есть второй штекер со стандартным USB-разъемом) и в беспроводном (в данном случае с передатчиком WI-FI или Bluetooth).
Диагностический интерфейс требует взаимодействия с конкретным устройством и специальным диагностическим программным обеспечением. Это может быть компьютер (настольный или портативный) с операционной системой Windows, смартфон или планшет с Android и системами беспроводной связи Wi-Fi или Bluetooth.
Технические возможности интерфейсов зависят от качества и возможностей используемого программного обеспечения. Хорошие платные программы (цены от 70 злотых и выше) позволяют считывать коды ошибок, а также удалять их из оперативной памяти компьютера автомобиля. Вы также можете расшифровать информацию об автомобиле. Хорошее программное обеспечение позволяет вам измерять ряд рабочих параметров двигателя в реальном времени, например, вы можете проверить фактическое сгорание, правильную работу лямбда-зондов и т. д.
Диагностический сканер. Сканер — это простое устройство, которое включает в себя штекер OBD2, кабель и нужное устройство с маленьким экраном. Чаще всего это монохромный ЖК-экран. На корпусе устройства есть несколько кнопок.
Диагностический сканер используется только для чтения кодов ошибок и, возможно, для их удаления.
Диагностический компьютер. Это профессиональный прибор, позволяющий проводить так называемую глубокую диагностику автомобиля. Компьютеры выпускаются для обслуживания всех марок (универсальный диагностический компьютер) и автомобилей конкретного производителя (например, диагностический компьютер VAG для обслуживания автомобилей Volkswagen, Audi, Skoda и Seat).
Диагностический компьютер может иметь разные конфигурации. Он может состоять, например, из центрального блока, планшетного устройства для управления и считывания информации и вилок. Центральный блок позволяет подключать к нему дополнительные измерительные приборы, например, специальный мультиметр или осциллограф.
Диагностические компьютеры используются для диагностики всех компьютеров и контроллеров на борту автомобиля (например, систем безопасности и комфорта). Благодаря им вы можете запрограммировать работу новых форсунок в двигателе с впрыском Common Rail, установить новый аккумулятор в автомобиль с электронным управлением энергопотреблением, заменить тормозные колодки в лимузине премиум-класса или сообщить управляющему компьютеру о доливке уровня каталитической жидкости. (во французских дизельных двигателях).
Компьютеры также позволяют программировать передовые системы после их замены или после замены их датчика, например, ESP (система противоскольжения).
Диагностические компьютеры также используются в тюнинговых компаниях. Благодаря им вы можете, например, изменить карту двигателя и изменить работу форсунок и турбокомпрессора.
Компьютеры, сканеры и интерфейсы — это универсальный диагностический инструмент, позволяющий легко обнаруживать сбои? Нет. Опыт по-прежнему важен. И не только в технически простых автомобилях.
Ни один диагностический компьютер не может обнаружить, что цепь привода ГРМ автомобиля разорвана, стучат втулки или ходовая часть заржавела.
Его часто используют недобросовестные торговцы, которые импортируют из ЕС обломки аварийных кораблей.
Правильная установка резистора в электрическую систему позволяет обмануть диагностический компьютер (и всю электронику автомобиля) тем, что в автомобиле есть подушки безопасности, которые исправны и готовы к работе. И здесь тоже не обойдется без физического контроля со стороны механика, который, например, снимет наволочку и проверит, действительно ли она есть.
Простые диагностические устройства полезны типичному водителю по одной причине. Если загорится индикатор «Проверить двигатель», водитель сам прочитает код ошибки, а иногда и сам расшифровывает его благодаря стандартизированным кодам неисправностей, также доступным в переводе на польский язык. Это позволяет сэкономить много денег, потому что, например, ASO может взимать до 250 злотых за простую компьютерную диагностику (считывание ошибок).
Сможет ли диагностический прибор самостоятельно определить причину неисправности?
Нет. Опять же, не обойдется без профессиональных знаний и умения провести стандартную диагностику, которая только поможет определить причину проблемы.
Пример?
Ошибка PO303. После расшифровки «пропуски зажигания на третьем цилиндре»
Достаточно ли этой информации любителю для диагностики проблемы? Нет.
Причиной пропусков зажигания может быть выход из строя свечи зажигания, выход из строя форсунки прямого впрыска топлива, выход из строя одной катушки зажигания, а в старых автомобилях — одного из высоковольтных проводов.
Каждая деталь должна быть разобрана и должным образом диагностирована механиком. Только тогда можно будет найти источник проблемы.
Второй пример.
Использование диагностического интерфейса позволит вам проверить, выделяет ли автомобиль большее количество выхлопных газов. Любители часто читают это как проблемы, создаваемые системой очистки выхлопных газов (трехкомпонентный катализатор, сажевый фильтр и т. Д.). Но настоящей причиной поломки может быть другое — износ системы впрыска, катушек зажигания, свечей зажигания, датчиков, расходомера воздуха. Неправильная интерпретация кода ошибки дилетантом может привести к лишним расходам.
Часто, особенно среди любителей, неправильная интерпретация кода ошибки приводит к ненужным расходам и потере времени. Особенно, когда водитель пытается искать информацию на форумах или в социальных сетях. И его там часто вводят в заблуждение.
Гораздо лучшее решение — самостоятельно прочитать код ошибки и отправиться в мастерскую по вашему выбору.
Современный автомобиль оснащен до десятка специализированных компьютеров, сотнями водителей и соединяющими их шинами CAN. Во многих случаях причиной отказа или неисправности конкретной системы могут быть ошибки в программном обеспечении, в отправленных сообщениях или в самих шинах и других электрических проводах. Поэтому для поиска причины проблемы также требуются знания в области информатики, электроники и базовой электротехники. Причиной выхода из строя может стать бытовое повреждение электрического провода. Но … ты должен его найти.
Для чего еще может использоваться интерфейс или диагностический компьютер?
Перед покупкой подержанного автомобиля стоит воспользоваться диагностическим компьютером. Многие независимые мастерские (а также дилерские центры) предлагают услуги технического осмотра автомобилей. Подключение автомобиля к диагностике позволит вам проверить комплектацию автомобиля (совместимость с заводом), а также расшифровать номер VIN. Во многих случаях можно будет считывать рабочую информацию с отдельных контроллеров автомобиля. Зачем вам это нужно? Проверить целесообразность данного пробега.
Очевидно, что «глубокая диагностика» позволит вам проверить правильность работы многих систем, например системы впрыска Common Rail.
И наоборот. Устройство с большими возможностями в руках любителя может привести к ряду повреждений. Особенно, когда дилетант или механик с небольшим знанием электроники начинает изменять рабочие параметры приводной системы (например, дозу впрыска).
Однако профессиональную диагностику, предшествующую покупке подержанного автомобиля или направленную на выявление неисправностей в случае серьезной поломки, лучше всего доверить профессионалам.