Что такое компьютерная диагностика и какую роль она играет в ремонте современных автомобилей? Почему современная автомастерская должна быть оснащена хорошим диагностическим компьютером? Что дает заказчику то, что в мастерской используется компьютерная диагностика? Где найти хорошую автомастерскую, где ремонт проводится с помощью современных компьютерных диагностических систем?
Компьютерная диагностика — что это? Что должен знать среднестатистический водитель, автовладелец?
Электронизация автомобилей началась в семидесятых годах прошлого века. Он был запущен антиблокировочной тормозной системой, более известной как ABS. Он дебютировал в 1971 году на палубах Chrysler Imperial (Sure Brake) и Nissan President. В 1978 году немецкая компания Bosch создала первую АБС с электронным контроллером. Изначально его устанавливали на роскошные автомобили Mercedes, потому что он был очень дорогим.
Первые попытки электронизировать двигатели появились еще раньше. В 1967 году дебютировал первый впрыск топлива Bosch D-Jetronic с электронным управлением, который использовался в Volkswagen 1600. Через десять лет, в конце 1970-х, компания Bosch разработала систему впрыска бензина с электронным управлением Motronic с одним встроенным центральным блоком управления. микропроцессор.
Настоящее развитие произошло с массовым производством дешевых микропроцессоров, которое произвело революцию в электронике и позволило разработать новые решения для автомобильной промышленности.
Компьютер управления двигателем не должен был обладать большой вычислительной мощностью, не занимал много места (обычно он был размером с книгу) и на постоянной основе собирал информацию с ряда датчиков, чтобы правильно выбрать дозу впрыскиваемого топлива.
Первые стандарты выбросов евро были введены в девяностые годы. Ожидания покупателей росли, они ожидали более динамичных и в то же время более экономичных автомобилей. Следовательно, перед ЭВМ управления двигателем встало все больше и больше задач. И в то же время им приходилось получать все больше и больше информации от множества новых датчиков.
Теперь давайте посмотрим на пример. Компьютер, контролирующий работу типичного бензинового двигателя с электронным управлением и многоточечным впрыском, получает информацию от датчиков, таких как: датчик положения коленчатого вала, датчик положения распределительного вала, датчик частоты вращения двигателя, датчик положения дроссельной заслонки, расходомер воздуха, температура всасываемого воздуха. датчик и многое другое.
Отказ одного датчика приводит к тому, что двигатель перестает нормально работать. Как механик может определить причину неисправности? Именно для этого используется компьютерная диагностика.
Изначально каждый производитель автомобилей разработал свой стандарт, поэтому компьютерную диагностику двигателя и других компонентов можно было проводить только на авторизованных сервисных станциях данного производителя. Примером может служить интерфейс, произведенный в 1980 году компанией General Motors.
Стандартизация стала возможной благодаря двум причинам: законодательным изменениям в США и Европе и внедрению электронных систем контроля состава смеси с помощью лямбда-зонда во всех автомобилях. Изначально была введена единая система OBD (бортовая диагностика), а в 1996 году в США и в 2001 году в ЕС система OBD2 стала обязательной частью оборудования каждого нового автомобиля. Действует до сегодняшнего дня.
Система отличается тем, что независимо от марки автомобиля у нее есть унифицированная розетка, расположенная в приборной панели, обычно под рулевым колесом. В памяти блоков управления хранятся диагностические коды неисправностей (DTC) с одинаковой символикой для всех автомобилей, с описанием на английском языке (например, PO148 — Ошибка подачи топлива, ошибка подачи топлива). Для считывания ошибок существуют устройства, состоящие из интерфейса (штекера), компьютерного блока с программным обеспечением и дисплея.
Внедрение OBD2 позволило проводить диагностику автомобилей как независимым автосервисам, так и пользователями.
В апреле 2018 года судьба OBD2 в новых автомобилях висела на волоске. Власти Европейского Союза хотели избавиться от необходимости использовать разъем в каждой машине в пользу беспроводного разъема, работающего в определенном стандарте связи. На практике это означало бы возврат к временам, существовавшим до OBD2, когда новые автомобили могли диагностироваться и ремонтироваться только на авторизованной сервисной станции. После массовых протестов автомобильной промышленности по всей Европе стандартный разъем OBD2 остался. По крайней мере на данный момент.
В настоящее время в автомобилях с более простой конструкцией и более слабым оборудованием используется один центральный блок управления, который контролирует работу двигателя, состав топливной смеси и работу катализатора (и DPF-фильтра в дизельных двигателях), а также контролирует работу активного системы безопасности (например, ABS).
В автомобилях с более богатым оснащением (особенно в автомобилях премиум-класса) может быть до десятка блоков управления, каждый из которых отвечает за определенную систему (один за двигатель, второй за комфорт и мультимедиа, третий за безопасность, четвертый для АКПП и др.). Блоки управления подключены
е друг с другом шины передачи данных (чаще всего CAN, но также используются и другие, например LIN), и они взаимодействуют друг с другом и с подчиненными контроллерами благодаря сообщениям, построенным по одному определенному шаблону. Нетрудно догадаться, что один блок управления собирает информацию с десятка или даже нескольких десятков датчиков — причем в реальном времени.
Кроме того, некоторые производители автомобилей ввели собственные системы предупреждения, отображающие предупреждающие сообщения на экранах бортовых компьютеров.
Компьютерная диагностика — всегда одна из услуг профессиональной мастерской.
Современная автомастерская должна иметь компьютерный диагностический прибор. Самые простые устройства позволяют проверять коды ошибок и удалять их после ремонта. Благодаря им также можно расшифровать VIN, проверить реальный пробег автомобиля или проверить, есть ли в памяти блока управления информацию об участии в ДТП (данные о ДТП). Также механик может контролировать правильную работу отдельных компонентов после включения двигателя, отслеживать данные об оборотах двигателя, впрыске, работе расходомера и лямбда-зонда.
Профессиональный диагностический компьютер предлагает наибольшее количество возможностей. Это устройство с собственным расширенным блоком управления, проводным или беспроводным интерфейсом OBD2, собственным беспроводным дисплеем или разъемом экрана компьютера, а также дополнительно подключенными осциллографом и мультиметром. В этом случае механик может рассчитывать на поддержку программного обеспечения, предоставляющего доступ к технической информации производителя.
В случае ошибки, сообщающей о выходе из строя датчика, его рабочие параметры можно сравнить с эталонными данными. Через несколько секунд вы также узнаете, где находится датчик, как его разбирать в соответствии с инструкциями производителя и т. д.
Компьютерная диагностика — отличное подспорье для механика. Это можно сравнить с посещением врача. Несмотря на обширные знания и многолетнюю практику, врач не сможет точно определить причины заболевания пациента без использования медицинских инструментов, рентгена или, например, анализов крови. В настоящее время даже самый опытный механик не сможет определить причину поломки без диагностики.
Компьютерная диагностика необходима для таких мероприятий, как:
- Проверка, почему загорелась лампа проверки двигателя в автомобиле, считывание кода ошибки, вызвавшей это;
- Проверка состояния двигателя автомобиля, в частности его системы впрыска (особенно прямого впрыска топлива, например Common Rail в дизельных двигателях), зажигания, впуска и т. д.;
- Замена форсунок Common Rail всегда связана с необходимостью их адаптации с помощью диагностического компьютера;
- Проверить работоспособность системы очистки выхлопных газов;
- Контроль работы АКПП;
- Контроль работы современных приводных систем, например, приводов с электронным управлением на обеих осях;
- Проверка состояния систем пассивной безопасности (подушки безопасности, датчики столкновения) и активных систем безопасности (ABS, ASR, ESP и др., Например Hill Holder);
- Проверка правильности оснащения салона автомобиля в автомобилях премиум-класса (системы, подчиненные компьютеру комфорта, такие как автоматический кондиционер, стеклоподъемники, электрически регулируемые сиденья и т. д.);
- Ремонт современных подвесок, например, с амортизаторами с изменяемыми демпфирующими характеристиками.
Компьютерная диагностика в некоторых автомобилях необходима для выполнения сервисных работ, таких как:
- Замена рабочих жидкостей. Во многих автомобилях премиум-класса для замены моторного масла, масляного фильтра, воздушного фильтра или охлаждающей жидкости необходимо подключить автомобиль к диагностическому компьютеру;
- Во многих дизельных автомобилях с так называемым с мокрым фильтром FAP (сажевый фильтр) для дозаправки каталитической жидкости необходимо подключить автомобиль к компьютеру;
- То же самое можно сказать и о доливе AdBlue в автомобили, соответствующие стандарту Euro 6;
- Замена изнашиваемых деталей тормозной системы на многих автомобилях премиум-класса требует подключения диагностического компьютера. Не только адаптировать новые детали, но и убрать поршни в тормозных суппортах;
- Замена шин в автомобилях с датчиками давления воздуха TPMS (прямая система — с датчиками в клапанах) всегда требует их программирования с помощью диагностического компьютера.
Компьютерная диагностика при покупке авто:
- Позволяет проверить техническое состояние автомобиля (всех систем), зафиксировать информацию о возможном участии в ДТП, а также расшифровать VIN-номер.
Что получает заказчик, если в мастерской используется компьютерная диагностика?
Компьютерная диагностика двигателя или других систем в сочетании со знаниями и опытом механика значительно сокращает время ремонта и снижает его затраты.
Если компьютерная диагностика указывает на неисправность указанного на датчике, механик проверяет его состояние, а также другие зависимости, которые могли вызвать сбой.
Например, компьютерная диагностика указывает на ошибку, связанную с пропуском зажигания на одном из цилиндров (например, PO301 — пропуски зажигания на первом цилиндре). Это может означать повреждение катушки зажигания с электронным управлением или узла катушки (в зависимости от конструкции двигателя), свечи зажигания, а в старых автомобилях — провода зажигания (высоковольтный кабель), крышки распределителя или пальца распределителя. Механик должен проверить, какой компонент является причиной неисправности.