Замена шестерни ГРМ — ключевой рабочий этап, о котором нельзя забывать. Своевременная замена ремня ГРМ вместе с сопутствующими элементами позволяет избежать выхода из строя, который может привести к полному разрушению двигателя автомобиля. Что такое синхронизация двигателя? Как это устроено? Как заменить ремень ГРМ и почему это должен делать квалифицированный механик?
Для начала нам нужно объяснить, что такое синхронизация в автомобильном двигателе, из каких частей он состоит и какова их роль. И это немало.
Двигатель внутреннего сгорания (работающий на бензине, дизельном топливе или, альтернативно, на газе) требует постоянной подачи свежего воздуха в цилиндры, а также непрерывного удаления из них выхлопных газов, возникающих в результате воспламенения топливно-воздушной смеси. Подача воздуха в цилиндры осуществляется системой впуска. Удаление воздуха из цилиндров — выхлопная система.
Какова роль системы хронометража? Его задача — контролировать работу впускных и выпускных клапанов, расположенных в головке двигателя. Говоря простым языком, система ГРМ открывает и закрывает их в нужное время, которое тесно синхронизируется с положением поршня в данном цилиндре.
Система хронометража контролирует:
- Момент открытия клапанов;
- Момент закрытия клапанов;
- Иногда клапаны открыты.
Это оказывает ключевое влияние на эффективность двигателя, его мощность, культуру работы, расход топлива и выбросы выхлопных газов.
Как система газораспределения управляет клапанами? С помощью одного или двух распредвалов (в современных двигателях используется верхний клапан, расположенный в головке блока цилиндров). Эти валы имеют соответствующие кулачки. Когда вал вращается, кулачки оказывают давление на холостые колеса, например, штоки толкателей и коромысла, заставляя клапаны открываться. Клапаны закрываются сами по себе при сбросе давления благодаря пружинам клапана.
Многоклапанная техника используется уже много лет. Благодаря ему на один цилиндр используется три (два впускных и один выпускной), четыре (два впускных и два выпускных) и даже пять клапанов (три впускных и два выпускных). Это существенно усложняет работу всей системы ГРМ. И это еще не все, потому что использование систем изменения фаз газораспределения стало стандартом, которые в зависимости от сиюминутных потребностей (нагрузки и т. д.) Могут задерживать или ускорять момент открытия клапанов.
Поэтому без преувеличения можно сказать, что система хронометража должна работать как швейцарские часы.
Как может работать система хронометража? Откуда драйв? Как синхронизация открытия и закрытия клапанов с вращением коленчатого вала и положением определенных поршней? Для этого используется привод ГРМ. Он соединяет шестерню коленчатого вала с шестерней распределительного вала. В зависимости от технологии, применяемой производителем, в качестве привода ГРМ используются:
- Сухой ремень ГРМ (наиболее популярное решение);
- Мокрый ремень ГРМ (на бензиновых двигателях Ecoboost Ford использует два ремня ГРМ, работающих в масляной ванне);
- Металлическая цепь привода ГРМ смазывается моторным маслом.
В течение многих лет решение, в котором привод ГРМ был реализован с использованием только шестерен, больше не использовалось.
Привод ГРМ также выполняет дополнительные функции, приводя в движение компоненты вспомогательного оборудования двигателя. Ремень обычно приводит в действие насос охлаждающей жидкости и масляный насос, а в узлах прямого впрыска топлива — дополнительно насос высокого давления.
Обрыв ремня ГРМ — каковы последствия?
Обрыв ремня ГРМ приводит к немедленной потере синхронизации двигателем. Поршни сталкиваются с клапанами, в результате чего повреждения настолько велики, что привод обычно утилизируется.
Обрыв ремня ГРМ может произойти из-за:
- Несоблюдение интервала замены ремня ГРМ, указанного производителем автомобиля. Резина подвержена процессам старения. Резина — это основной компонент резины, из которой сделана внешняя часть ремня и его зубья. Из-за старения резины ремень крошится, теряет прочность и, в конечном итоге, ломается.
- Установка старого ремня ГРМ. Ремни ГРМ имеют определенный срок службы. На их упаковке указана дата изготовления. Срок службы ремня определен максимум 5 лет со дня изготовления. Ремень необходимо хранить правильно. Их нельзя ломать.
- Грязь на ремне вытекшим моторным маслом или охлаждающей жидкостью. Это может произойти из-за течи двигателя или поломки насоса охлаждающей жидкости. При загрязнении рабочей жидкостью или смазкой ремень необходимо как можно скорее заменить.
- Захват каких-либо принадлежностей двигателя, в результате которого он останавливается во время работы. Это может повредить или сломать несколько зубцов ремня. Также это может привести к его разрыву. Такая ситуация может возникнуть из-за заклинивания насоса охлаждающей жидкости, который не заменялся вместе с ремнем ГРМ. Его всегда следует заменять вместе с ремнем (многие производители запчастей предлагают готовые комплекты с ремнем ГРМ, сопутствующими деталями и насосом охлаждающей жидкости).
- Неправильное натяжение натяжителя ремня — обычно слишком тугое.
- Неправильная установка ремня.
- Неправильное, смещенное выравнивание дополнительных компонентов ремня газораспределительного механизма.
- Чрезмерно высокая температура работы ремня из-за перегрева двигателя.
- Механическое повреждение ремня.
Скачок ремня ГРМ — каковы последствия?
Иногда случается и другая, не менее опасная поломка, которая, если повезет, не приведет к разрушению двигателя. Это скачок ремня ГРМ. Если водитель отреагирует достаточно быстро и посетит мастерскую, он сможет избежать полного разрушения двигателя.
Пропуск ремня ГРМ на одну метку приводит к частичной потере синхронизации двигателя. Признаками неисправности являются:
- Проблемы с запуском двигателя автомобиля;
- Неровная работа двигателя и потеря мощности;
- Горит индикатор проверки двигателя и неисправен датчик положения коленчатого вала или датчик положения распределительного вала.
Причиной скачка ремня ГРМ может быть неправильная настройка натяжителя, плохая работа натяжителя из-за износа, недостаточное натяжение ремня, износ ремня, неправильная установка ремня и многие другие.
Как производители определяют замену ремня ГРМ?
Каждый производитель конкретной модели автомобиля, в которой использовался ремень ГРМ, определяет точный интервал замены. Это происходит двумя способами:
- Указание максимального пробега, по истечении которого ремень необходимо заменить;
- Указание максимального времени, по истечении которого ремень следует заменить.
Производитель также может рекомендовать периодические проверки ремня ГРМ и его принадлежностей, например, каждые 30 000 км пробега.
Многие производители рекомендуют сократить интервал замены ремня ГРМ даже вдвое, если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях. Что это за суровые условия? Например, использование автомобиля преимущественно в городе, спортивная езда с рядом перегрузок и т. д.
Давайте рассмотрим несколько примеров рекомендаций производителей автомобилей по интервалу замены ремня ГРМ.
- Volkswagen Passat V (2005 — 2009) с дизельным двигателем 1.9 TDI (BXE) — каждые 120 тысяч километров или каждые 4 года;
- Skoda Superb (2000 — 2004 гг.) С бензиновым двигателем 1.8 iT (AWT) — каждые 180 тысяч километров или каждые 4 года;
- Renault Laguna III (2007 — 2009) с бензиновым двигателем 2.0 (F4R 811) — каждые 120 тысяч километров или каждые 6 лет;
- Peugeot 308 (2007 — 2009) с дизельным двигателем 1.6 HDi (9HX) — каждые 160 тысяч километров или каждые 5 лет.
Что еще нужно запомнить? В некоторых автомобилях синхронизация может быть очень нестабильной, и ее следует менять гораздо чаще, чем рекомендовано производителем.
Как заменить ремень ГРМ? Почему это должен делать специалист?
Замена ремня ГРМ — очень сложное мероприятие, требующее большой осторожности, наличия подходящих инструментов, опыта и доступа к технической информации производителя. В специальных руководствах по обслуживанию мастерской описывается вся процедура, шаг за шагом, с использованием специальных инструментов и моментов затяжки отдельных болтов.
Например, при замене ремня ГРМ на Peugeot 308 с двигателем 1.6 HDi производитель рекомендует использовать несколько специализированных инструментов, в том числе блокировку колеса коленчатого вала;
Использование замков имеет решающее значение для безопасности всей замены, потому что они предотвращают смещение колес после снятия ремня. Если есть сдвиг, двигатель потеряет синхронизацию, о чем мы уже писали.
Все сопутствующие элементы, например, натяжные ролики или направляющие ролики, должны быть затянуты с достаточным усилием после замены.
Как обычно производится замена ремня ГРМ в мастерской?
- Автомобиль идентифицируется по коду двигателя. Необходимо подготовить соответствующие инструменты, инструкции по замене и проверить, подходят ли заменяемые детали (новый ремень, насос) к двигателю.
- Аккумулятор отключен в автомобиле. Правильный доступ к таймингу является обязательным. На некоторых автомобилях достаточно удалить несколько компонентов из моторного отсека, чтобы получить доступ к крышке ремня ГРМ. В других доступ к ГРМ можно получить снизу, поэтому автомобиль необходимо поднимать на лифте. В других случаях может потребоваться снять двигатель. Охлаждающая жидкость слита из двигателя.
- Получив доступ к приводу ГРМ, его разбирают. Референтные метки устанавливаются в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) первого цилиндра. Отметки на звездочке распределительного вала должны совпадать с выемкой на ремне привода ГРМ. Аналогично — на шестерне коленчатого вала.
- Шестерни удерживаются замками. Механик снимает натяжитель и снимает старый ремень ГРМ. Затем механик разбирает старые натяжные ролики и другие компоненты привода ГРМ, которые необходимо заменить (натяжитель и другие). Наконец, разбирается насос охлаждающей жидкости.
- Слесарь устанавливает новый насос охлаждающей жидкости, новый натяжитель и остальной привод ГРМ. Моменты затяжки отдельных деталей очень важны. В самом конце устанавливается новый ремень ГРМ.
- Механик отпускает натяжитель. Проверяет натяжение ремня. Он снимает замки и контролирует выравнивание колеса и ремня по отметкам.
- Осталось только собрать снятые из-под капота элементы, залить двигатель новой охлаждающей жидкостью и проверить правильность работы всех узлов.
Замена ремня ГРМ — это мероприятие, которое имеет решающее значение для правильной работы двигателя и его срока службы. К тому же его проводят раз в несколько лет. Поэтому доверять его на любителя не стоит, ведь потери из-за ошибки могут быть огромными. Подержанный двигатель для подростковой машины стоит несколько тысяч злотых и в большинстве случаев его покупка сопряжена с огромным риском, потому что нет возможности его проверить. Двигатель для машины несколько летней давности стоит намного дороже. В этом случае рисковать категорически не стоит.