Чаще всего смог скапливается в многолюдных центрах городов и очень опасен для здоровья. Его вдыхание может вызвать множество серьезных заболеваний, а также неприятные аллергии, головные боли и боли в горле. Водители и их пассажиры особенно подвержены воздействию смога. Как от этого защититься?
В течение нескольких лет все больше и больше людей были предупреждены о вредном воздействии смога на людей. По данным Всемирной организации здравоохранения ВОЗ, 30% случаев рака легких, носовых пазух, гортани и почек вызваны длительным вдыханием загрязнителей воздуха.
Сначала давайте проверим, что такое смог. Позже в статье мы расскажем, как водитель и его пассажиры могут от этого защититься.
Что такое смог? Какие его виды?
Есть два типа смога.
Классический смог, также известный как лондонский или кислый смог. Это происходит в зимний период, чаще всего с ноября по февраль (в зависимости от погодных условий), и тесно связано с отопительным сезоном. Встречается в городах, в безветренную погоду и туман. Это вызвано скоплением в воздухе загрязняющих веществ от печей, работающих на каменном угле, и мазута. Еще одна причина его образования — сжигание загрязняющих веществ в печах. Загрязняющие вещества, выбрасываемые печами, включают выхлопные газы автомобилей, автобусов и грузовиков.
Фотохимический смог возникает в больших городах в жаркие и солнечные дни при температуре выше 25 ° C. Причиной образования фотохимического смога являются реакции скопившихся выхлопных газов с сильным солнечным светом.
Дополнительные причины, вызывающие классический и фотохимический смог, включают:
- Накопление автомобильного движения в центрах городов, вызванное недостаточной пропускной способностью улиц по отношению к потребностям.
- Слишком мало кольцевых дорог, чтобы вывести большую часть транзитного транспорта за город.
- Плохая пространственная планировка городов, из-за которой блокировались воздушные каналы, через которые смог удаляться естественным путем.
- Географическое положение, например, город в долине, окруженный холмами, которые препятствуют воздушному потоку.
- Удаление водителями компонентов выхлопной системы, таких как трехкомпонентные катализаторы в автомобилях с бензиновыми двигателями и катализаторы DPF и сажевые фильтры в автомобилях с дизельными двигателями, что приводит к увеличению выбросов пыли и ядовитых веществ в атмосферу.
Чем вреден смог? В последние годы в основном говорят о токсичных оксидах азота, которые опасны, прежде всего, при наличии фотохимического смога. Стоит помнить, что автомобили и весь транспорт несут ответственность только за выброс 5% оксидов азота в мире. 95% — это результат вулканов, бактерий или электрических разрядов. Однако оксиды азота накапливаются в городах, что делает их концентрацию до 100 раз выше, чем в других районах. Кроме того, смог содержит полициклические ароматические углеводороды, оксиды серы, свинец, ртуть, кадмий, оксиды углерода, сажу (так называемые твердые частицы), пыльцу, песок, пыль, золу, озон и диоксид углерода.
В большинстве городов есть станции, которые постоянно следят за состоянием воздуха. Также существуют особые стандарты. В соответствии с постановлением Министерства окружающей среды допустимая среднесуточная норма выбросов твердых частиц составляет 50 микрограммов на кубический метр. Если эта доза превышена в шесть раз, необходимо ограничить воздействие воздуха.
Что должны делать водители автомобилей, чтобы защитить себя от смога?
Используйте качественные воздушные фильтры салона и заменяйте их как можно чаще.
Салонный фильтр — для защиты чистого воздуха в автомобиле
Фильтр салона, также известный как фильтр пыльцы, представляет собой расходный элемент, установленный под приборной панелью со стороны пассажира. Его задача — остановить все виды загрязнений: пыль, пыльцу (это особенно важно для аллергиков), вредные компоненты смога, а также пыль с покрышек и тормозных колодок. Фильтр является частью системы вентиляции салона автомобиля. Фильтрует воздух, поступающий в кабину через отверстия в шахте. За 2-3 часа работы фильтрует до 1500 литров воздуха.
Фильтры салона установлены на подавляющем большинстве современных автомобилей. Они отсутствовали во многих старых простых моделях автомобилей, таких как Suzuki Swift Mk II.
Конструкция воздушного фильтра салона очень проста. Чаще всего используется пластиковая кассета, в которой заменяется картридж, то есть сам фильтр.
Производители салонных фильтров предлагают различные решения:
- Бумажные салонные фильтры. Они самые дешевые, наименее эффективные и долговечные. Но они могут уловить большую часть загрязнения.
- Фильтры салонные тканевые. Они более прочные и эффективные, а также немного дороже. Они могут улавливать незначительные загрязнители, такие как пыльца PM10.
- Фильтры салонные с активированным углем. Они самые эффективные и самые дорогие. Они могут улавливать мельчайшие загрязнители, а также озон и вредные оксиды азота. Кроме того, угольный салонный фильтр эффективно устраняет неприятные запахи, исходящие снаружи.
- Качество воздушного фильтра салона имеет огромное значение также для системы кондиционирования воздуха, если она установлена в автомобиле.
Также следует помнить, что грязный (а значит, забитый) салонный фильтр вызывает испарение стекол внутри автомобиля.
Как часто нужно менять салонный фильтр (антипластинчатый фильтр)?
В типичном легковом автомобиле, который используется в основном на маршрутах, а также в небольших городах, его достаточно заменять один раз в год или раз в 20 тысяч. км пробега.
Совершенно иная ситуация, когда машину часто эксплуатируют в городе, особенно на улицах большого города. Так что там, где риск смога наибольший. Тогда рекомендуется менять салонный фильтр каждые полгода — ранней весной (особенно актуально для аллергиков) и в конце осени, когда возрастает риск возникновения классического смога.
Фильтр салона также загрязняется быстрее, если автомобиль часто используется в лесных районах (пыльца), на песчаных и гравийных дорогах (пыль, песок) или на строительных площадках (песок, цементная пыль и т. д.).
Замена салонного фильтра может быть совмещена с обычным автосервисом. Например, с ежегодным обслуживанием системы кондиционирования воздуха (проверка герметичности и уровня хладагента и компрессорного масла, а также дезинфекция) или с обслуживанием масла и сопутствующей заменой масляных и воздушных фильтров.
Как заменяется салонный фильтр? Может быть его замена затруднительна?
Теоретически заменить воздушный фильтр салона несложно, но не на всех автомобилях. Использование более дешевых фильтров также может вызвать проблемы.
В типовой машине замена салонного фильтра происходит следующим образом:
- Необходимо открутить винт, ограничивающий движение открытого вещевого ящика со стороны пассажира.
- Весь перчаточный ящик следует снять, слегка приподняв его вверх.
- За перчаточным ящиком находится пластиковая кассета (корпус фильтра) со сменным составом — салонный фильтр.
- Вы должны осторожно вытащить его, а затем вынуть из него старый фильтр.
- При установке нового фильтра обязательно обращайте внимание на стрелки. Они расположены на кассете (корпусе) и на самом фильтре, а также в том месте, где должна быть установлена кассета с новым картриджем. Они показывают, как фильтр устанавливается в кассете и в самой кассете.
- После установки картриджа (фильтра) кассету ставят в нужное место, обращая внимание на стрелки.
В чем может быть проблема при установке салонного воздушного фильтра?
В некоторых моделях автомобилей доступ к фильтру очень затруднен, а сам фильтр может находиться в таком месте, что потребуется разобрать хотя бы несколько элементов в салоне.
Покупка дешевого фильтра часто означает, что … он не помещается в пластиковую кассету. Он слишком большой, слишком маленький или слишком широкий. И, к сожалению, его нужно правильно подогнать разными способами.
Замена салонного фильтра очень важна в контексте риска возникновения смога, а также пыльцы (для аллергиков). Эффективный фильтр также борется с другими опасностями для водителя, такими как запотевание окон, и обеспечивает правильную работу системы кондиционирования воздуха. Поэтому стоит помнить об этом и совмещать его замену с сервисом кондиционирования воздуха или сервисом масла.