Система старт-стоп предназначена для снижения расхода топлива и уменьшения выбросов выхлопных газов при движении по городу. В большинстве новых автомобилей это дополнительная система, хотя она все чаще становится стандартной. Экономия за счет использования системы старт-стоп невелика, при этом увеличивается сложность автомобиля, а двигатель и его комплектующие работают в гораздо более сложных условиях.
Многие удивляются тому, что система старт-стоп устанавливается под капотами спортивных автомобилей премиум-класса или больших роскошных внедорожников. Однако речь идет о сохранении внешнего вида таких автомобилей за счет символического снижения выбросов выхлопных газов. Система совершенно бесполезна для людей, которые в первую очередь ориентируются по маршрутам. Вне зависимости от типа машины.
Система старт-стоп — основная информация
Для начала проверим принцип работы системы «старт-стоп».
Работу системы можно разделить на три этапа.
- После остановки автомобиля перед переходом на светофоре, перед железнодорожным переездом или при движении в пробке «start stop» выключает двигатель автомобиля.
- В ожидании смены фонарей, подъема шлагбаумов или запуска автомобилей в пробке «старт-стоп» обеспечивает подачу электроэнергии для внешнего освещения, систем безопасности, а также систем оборудования кабины (например, аудиосистемы или навигации).
- После смены фар, подъема шлагбаумов или запуска автомобиля в пробке «старт-стоп» легко заводит двигатель автомобиля.
Систему «старт-стоп» можно активировать или деактивировать с помощью специальной кнопки.
Как это работает на практике?
Для автомобилей с МКПП:
- Двигатель выключается после установки рычага переключения передач в нейтральное положение и отпускания педали сцепления (нейтрали).
- Двигатель автоматически запускается при нажатии педали сцепления.
Для автомобилей с АКПП:
- Двигатель выключается при сильном нажатии на педаль тормоза.
- Чтобы двигатель завелся, уменьшите давление на педаль тормоза.
Система «старт-стоп» будет работать только при определенных условиях:
- Двигатель прогрет до рабочей температуры.
- Аккумулятор очень хорошо заряжен
- Турбокомпрессор не требует охлаждения (т.е. холостого хода) и может быть выключен.
- Также учитывается наружная температура — система не будет работать при слишком высокой температуре, чтобы не мешать кондиционированию, или при слишком низкой температуре, чтобы не мешать обогреву салона.
- Если в автомобиле установлена система кондиционирования с компрессором, приводимым в действие электродвигателем, кондиционер может работать с включенным «старт-стоп» (если аккумулятор достаточно заряжен).
- Температура топлива (особенно в дизеле) не слишком высокая
- Не активировано пассивное выгорание сажевого фильтра DPF или FAP
- Автомобиль не припаркован на опасном склоне (выключение двигателя нарушит работу ассистента торможения и других систем безопасности).
- Количество максимальных активаций системы за заданное время не было превышено — это зависит от производителя автомобиля, предельное значение может составлять пять «старт-стоп» активаций в минуту.
Некоторые системы могут самостоятельно активировать запуск двигателя автомобиля после длительной остановки, когда водитель хочет его выключить. Это необходимо для подзарядки сильно разряженного аккумулятора.
Что дает система «старт-стоп» в соответствии с предположениями производителей?
Производители предполагают, что система сэкономит от 8 до 15% топлива, что также снизит выбросы выхлопных газов, в том числе углекислого газа. Водителю не нужно менять стиль вождения для достижения экономии топлива.
Как построена система «старт-стоп»?
Взглянем на микросхему производства Bosch.
- Контроллер ЭБУ двигателя с дополнительным программным обеспечением, поддерживающим систему «старт-стоп», и дополнительными разъемами для связи с новыми датчиками (например, аккумулятором)
- Преобразователь постоянного / постоянного тока 12 В — стабилизирует напряжение при выключении и включении двигателя, обеспечивая постоянную работу ряда приемников, например, радио и навигации.
- Автомобильный аккумулятор 12 В, изготовленный по технологии AGM или EFB, адаптированный к большему количеству рабочих циклов
- Датчик батареи — информирует контроллер о состоянии заряда батареи
- Стартер адаптирован к системе «старт-стоп» с усиленными подшипниками, улучшенной планетарной передачей, усиленными механизмами зацепления и лучшим коммутатором.
- Датчик нейтральной передачи — сообщает ЭБУ ЭБУ, что передача включена
- Датчик скорости — также используемый системами безопасности ABS / ASR / ESP — передает информацию на компьютер ECU о скорости автомобиля.
- Активный датчик оборотов и положения коленчатого вала — передает информацию на ЭБУ ЭБУ о включении или выключении двигателя.
- Датчик перепада давления в усилителе тормозов
- Более эффективный генератор (может быть оснащен системой рекуперации энергии торможения), вырабатывающий больше энергии при более низких оборотах двигателя
«Старт — стоп» — проблемы и неудачи. Подходит ли эта система для долговечности двигателя?
Двигатель внутреннего сгорания изнашивается быстрее всего при запуске. В автомобиле, оборудованном системой «старт-стоп», за полчаса езды по многолюдному центру города двигатель может глушиться и запускаться до двадцати и более раз. Каждый раз при выключении привода давление моторного масла падает. В результате температура повышается (поскольку моторное масло также поглощает тепло), и после перезапуска движущиеся части двигателя подвергаются ненужному трению и работе при повышенных температурах. И это, конечно, ускоряет их износ.
Чтобы преодолеть это явление, производители автомобилей начали использовать модифицированные масляные фильтры с обратными клапанами, чтобы предотвратить обратный поток моторного масла после выключения двигателя.
Использование синтетических масел высочайшего качества стало обязательным. Кроме того, на рынке появились масляные присадки, так называемые модификаторы трения, защищающие двигатель от временного отсутствия смазки.
Теперь стоит задать вопрос, в каком состоянии двигатель, если автовладелец не позаботился о поддержании должного уровня моторного масла, вовремя не заменил масло с фильтром и не использовал масло рекомендованной Технические характеристики.
Вторая проблема касается турбокомпрессоров, которые должны остывать после динамического движения на холостом ходу в течение нескольких десятков секунд (т.е. на практике будет достаточно полминуты холостого хода, пока водитель ждет зеленого света). В этом случае снова потребовалась модификация и была использована дополнительная система охлаждения турбокомпрессора, независимая от работы двигателя. И снова стоит помнить о правильном масле, столь важном для турбины.
Эффективность «старт — стоп» испытаниями не подтверждена.
Только тот, кто много ездит по городу, в основном в центре, может рассчитывать на экономию топлива. За городом и даже в периферийных районах «старт-стоп» совершенно бесполезен.
Во всем мире независимые автомобильные журналы провели серию тестов, чтобы показать, какую экономию можно ожидать от «старт-стоп». Они составляли от 3 до 7% экономии топлива, что намного меньше, чем обещали производители систем.
Предположим, что средний расход топлива малолитражки, используемой в основном в городе (75% маршрутов), составляет 8 л / 100 км. При типичном годовом пробеге 15 000 км автомобиль потребляет 1200 литров топлива. При достижении максимального уровня экономии (7%) и покрытии ¾ всех маршрутов в городе экономия составит около 60 литров топлива.
Чем меньше езда по городу, тем меньше экономия.
Вы также должны не забывать учитывать стоимость использования более дорогого моторного масла, более дорогих масляных фильтров и высокую цену на компоненты, которые не являются долговечными.
Высокая стоимость запчастей для автомобилей с системой «старт-стоп».
Во время работы системы «старт-стоп» генератор, стартер и аккумулятор сильно нагружаются. Это, конечно, сказывается на их долговечности. Еще одна проблема — дороговизна этих комплектующих.
Наиболее частые отказы «старт-стоп»
- Система не включается, потому что батарея разряжена
- Ошибки в управляющем ПО (необходима диагностика)
- Системные датчики вышли из строя
Покупка подержанного автомобиля по системе «старт-стоп»
Такой автомобиль должен пройти специализированную диагностику в выбранной автомастерской. Есть риск, что в автомобиле будут изношены стартер, генератор, аккумулятор, а также, возможно, турбокомпрессор и двигатель. Это делает покупку такой машины невыгодной, так как стоимость замены генератора, стартера и аккумулятора может составить значительную сумму в зависимости от типа автомобиля. Не говоря уже о стоимости замены турбины или капитального ремонта двигателя.